Цель изучения дисциплины | Формирование представлений магисторов об алгоритмах взаимопревращении качественных и колличественных методов в процессе получения психологического знания Задачи: 1.Дать представление о специфике качественного и количественного подходов в психологическом исследовании 2. Дать представление об особенностях использования качественных методов в различных видах деятельности практического психолога. 3. Отработать технику применения каждого метода и сформировать навыки сравнительного анализа полученных результатов. 4. Способствовать развитию навыков наблюдательности, коммуникативной грамотности, самопонимания, самопознания и прочих рефлексивных способностей как профессионально важных качеств. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б.01 |
Формируемые компетенции | ОК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
алгоритм формирования исходного множества признаков «направленное фантазирование» как диагностический метод в психологическом консультировании базовые концепции психосоматических нарушений базовые поведенческие и деятельностные индикаторы нейропсихологических нарушений стандартизированные тесты психологической диагностики личностный качеств психический свойств и состояний базовые теории личности содержание герменевтического подхода в психологии значимые признаки при анализе невербального поведения значимые признаки при анализе тела человека как объекта наблюдения, с целью получения психологически значимой информации иметь представление о субъектном, объектном отношении психолога к клиенту, как факторе, влияющем на результат взаимодействия с клиентом критерии научности наблюдения критерии эффективности деятельности психолога культурологические основания и психологическую интерпретацию образов и символов, используемых в психологическом консультировании метод анализа ранних детских воспоминаний метод контент-анализа нарратив клиента, его функции для клиента и психолога, способы работы с ним национально-культурные аспекты невербальной коммуникации. область применения биографического метода в психологическом исследовании опорные психодиагностические моменты при использовании метода наблюдения в клинической практике опорные психодиагностические моменты при психологическом анализе рисунка основные приемы и требования к ведению беседы в психологической практике принципы анализа речи человека содержание метода наблюдения и его взаимодействия в системе других методов психологии содержание стандартизированных тестов психологической диагностики личностных качеств, психических свойств и состояний структуру автобиографической памяти структуру опросников для первичного интервью типы баз данных, откуда могут быть почерпнута и информация трактовку базовых архетипов юнгиантской психологии требования к составлению анкеты уровни психодиагностического исследования человека факторы риска развития психических заболеваний в онтогенезе экспертный опрос: цель, область применения, принципы отбора экспертов этические требования к работе психолога Способы взаимного обогащения, взаимопревращения данных, полученных с помощью качественных и количественных методов Уметь:
анализировать невербальное поведение человека анализировать речевое поведение человека анализировать свою деятельность (рефлексировать область знания- незнения, определять пути повышения своей компетенции) выбирать тестовые стандартизированные методики для проверки/уточнения данных полученных путем качественных исследований выдвигать гипотезу исследования, выделять главную мысль в прочитанном тексте, выделять и анализировать информационно значимые признаки во внешности и поведении человека в контексте его психологического и психического здоровья выделять и анализировать психологически информационно значимые признаки во внешности человека в контексте формирования его предварительного психологического портрета выделять объект и предмет исследования, делать выводы, опираясь на полученные данные, идентифицировать эмоциональное состояние (тревога, страх, спокойствие, доверие, тревога и пр.) клиента исходя их данных наблюдения иметь навыки поиска и анализа информации, необходимой для интерпретации результатов исследований, использовать методы научного познания: анализ, синтез, аналогию использовать современные мульти коммуникационные технологии для поиска информации определять взвешенную значимость признаки или индикатора в общей массе фиксируемых данных определять и формулировать задачи, требующие междисциплинарного подхода ориентироваться в многообразии этнокультур, религий, мифологии отбирать значимые признаки в процессе наблюдения провести сравнительная характеристика качественного и количественного подхода в психологическом исследовании. проводить наблюдение за речью, мимикой, иными продуктами деятельности человека проводить психологический анализ авторского текста проявлять эмпатию (понимать состояние человека, через эмпатическое сопереживание) работать в сети интернет, работать с разными типами литературы, различать признаки и индикаторы самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее составить анкету для выявления отклонений в психологическом онтогенезе человека составлять анкету в соответствии с конкретной целью исследования, составлять предварительный психологический портрет человека, опираясь на визуальное наблюдение за мимикой, жестами, одеждой составлять программы наблюдения толерантно относится к разным этнокультурам и религиям формулировать гипотезы, формулировать вопросы для респондента идентифицировать запрос клиента формулировать цель исследования выбирать методы адекватные целям, задачам, гипотезам исследования формулировать алгоритм анализа полученных данных Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
умениями самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. умением отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания навыками организации и проведения различных форм опроса (анкетирование, беседа, глубинное интервью) метод анализа ранних детских воспоминаний метод контент-анализа биографическим методом методом наблюдения |
Содержание дисциплины | . |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства | |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |