Аннотация рабочей программы дисциплины
«Риторика и документоведение в юриспруденции»

Цель изучения дисциплины Целью освоения дисциплины «Риторика и документоведение в юриспруденции» являются:
• формирование представления о риторике в совокупности всех ее составляющих;
• представление сущности коммуникации, лежащей в основе риторики, дать представление о речи как инструмент эффективного общения;
• представление о современных технологиях, применяемых в публичной убеждающей речи,
• формирование навыков подготовки речи (умение выбирать и формулировать тему, определять цели выступления, составлять план, собирать материал, структурировать текст речи и т.п.;
• познакомить с основами культуры речи, рассмотрев различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный и этический);
• раскрыть специфику судебной риторики.
В задачи дисциплины входит:
– сформировать представление о специфике публичных выступлений в России: этика оратора, его вербальное и невербальное поведение;
– развить качества хорошей речи, такие как точность, уместность, лаконичность, необходимые для успешных публичных выступлений;
– овладеть навыками работы над содержанием и композицией выступления, а также приемами редактирования текста речи;
– развить навыки публичных выступлений разных жанров: информативных (объявление группе, сообщение на научную тему); протокольно-этикетных (приветственное слово, благодарственная речь, поздравительная речь), агитационных (публичные обращения в рамках предвыборной кампании); развлекательных (рассказ о достопримечательностях города, тост, притча).
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.01
Формируемые компетенции ОПК-5, ПК-13, ПК-5, ПК-7
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
ПК-5: основных функций языка, разновидностей речевой деятельности; средств, форм и методов коммуникаций в рыночной среде;
основные требования к оформлению юридических документов;
ПК-7: формы речевого этикета, типов коммуникабельности, невербальных средств коммуникации;
ПК-13: нормы русского литературного языка на всех уровнях;
ОПК-5: способы построения логически верных высказываний в устной и письменной форме логические основы научно-исследовательской деятельности, законы логики, виды умозаключений.
Уметь:
ПК-5: используя формы и методы коммуникаций взаимодействовать с различными институтами;
ПК-7: эффективно выстраивать коммуникацию на языковом уровне в зависимости от цели и сферы применения (в том числе выступления перед аудиторией);
ПК-13: определять структуру и содержание юридической документации;
ОПК-5: грамотно и логично строить устную и письменную речь, ориентироваться в многообразии коммуникативных ситуаций, применять знания логики при работе с документами в устной речи.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
ПК-5: навыками определения основных требований к содержанию правовых документов;
ПК-7: нормами современного русского литературного языка;
ПК-13: навыками краткого изложения в документах результатов практической деятельности;
ОПК-5: эффективно выстраивать коммуникацию на языковом уровне в зависимости от цели и сферы применения (в том числе выступления перед аудиторией);нормами современного русского литературного языка.
Содержание дисциплины Юридическая риторика и основные объекты ее изучения. Судебная речь: античная традиция. Особенности русской риторической традиции. Этические основы судебной речи. Логические основы судебной речи. Теория аргументации. Общериторические и лингвистические основы судебной речи.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Зачет.