Цель изучения дисциплины | Целью освоения дисциплины является формирование базовых знаний и умений в области практической психологии по формированию психологической устойчивости личности. Формирование знаний и обучение практическим навыкам в области обеспечения психологической устойчивости личности и способов ее формирования и поддержания в чрезвычайных ситуациях. Задачи курса: - научить применять навыки психологической подготовки, необходимые в повседневной жизни и в кризисных/чрезвычайных ситуациях для формирования устойчивости личности. - сформировать навыки проводить психологический анализ личности и ее деятельности при выполнении различных заданий в трудных жизненных ситуациях; проводить мероприятия по формированию и поддержанию психической устойчивости; - определять состояние и прогнозировать поведение человека по комплексам вербальных и невербальных признаков; прогнозировать риски дезадаптивного, девиантного поведения, развития посттравматического стрессового расстройства; - обучить методами диагностики и оценки психических состояний и адаптированности личности. при организации психологической помощи в трудных жизненных ситуациях; - познакомить с современными формами и методами психофизической регуляции психических состояний, подготовки и восстановления личного состава, работающего в экстремальных ситуациях; решения задач психофизического самосовершенствования; - систематизация как новых, так и имеющихся знаний по проблеме психических состояний, механизмах психической саморегуляции., а также особенностей разработки психологических технологий, позволяющих субъекту труда овладеть примами и техниками саморегуляции |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ОК-6 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
механизмы формирования психологической устойчивости личности и факторы дезадаптации личности; категории риска по критерию психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям на различных этапах субъектогенеза; основные методы оценки и коррекции психических состояний и дезаадптивного поведения. Критерии прогноза нарушения психического здоровья личности; нормативные документы по составлению заключения по анализу личности и ее деятельности при выполнении различных заданий при организации психологической помощи в трудных жизненных ситуациях; основные механизмы формирования психологической устойчивости к психотравмирующим факторам трудных жизненных ситуаций; способы разработки рекомендаций по развитию личностных качеств, повышающих психологическую устойчивость к трудным жизненным ситуациям Уметь:
применять основные механизмы формирования психологической устойчивости к психотравмирующим факторам трудных жизненных ситуаций ; проводить профессиональную диагностику и коррекцию психологических состояний и уровня адаптации личности; выявлять категории риска по критерию психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям на различных этапах субъектогенеза; эффективно взаимодействовать с различными типами людей в условиях профессиональной деятельности, корректировать собственный стиль поведения в различных ситуациях общении, повышать психологическую сплочённость, развивать эмоциональный климат в коллективе для обеспечения психологического благополучия населения; способность использовать полученные знания для обеспечения психологического здоровья, психологической устойчивости личного состава и населения, в том числе в чрезвычайных ситуациях; применять современные формы и методы профессиональной психофизической подготовки подчиненных и решения задач психофизического самосовершенствования. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
навыками применения основных механизмов формирования психологической устойчивости к психотравмирующим факторам трудных жизненных ситуаций; Навыками выявления категории риска по критерию психологической устойчивости к трудным жизненным ситуациям; навыками вариативной диагностики и коррекции психологических состояний и уровня адаптации личности; навыками систематизации как новых, так и имеющихся знаний по проблеме психических состояний, механизмах психической саморегуляции., а также особенностей разработки психологических технологий, позволяющих субъекту труда овладеть примами и техниками саморегуляции; навыками организации, управления и контроля совместной с другими людьми деятельности с учетом их и собственных психологических характеристик; навыками применения способов разработки рекомендаций по развитию личностных качеств, повышающих психологическую устойчивость к трудным жизненным ситуациям. |
Содержание дисциплины | Раздел 1. Проблема нормы психического развития личности. Психическая устойчивость личности. Посттравматические стрессовые расстройства. Диагностика психологической устойчивости личности. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |