Аннотация рабочей программы дисциплины
«Методика преподавания географии»

Цель изучения дисциплины Цель освоения учебной дисциплины: формирование географической культуры у студентов за счет расширения мировоззрения о самой науке географии и возможностях ее преподавания в школе.
Задачи:
1) ознакомить студентов с целями, принципами и содержанием географического образования;
2) рассмотреть методы, средства и формы обучения, применяемые в преподавании школьного предмета (или учебного предмета) «География»;
3) сформировать у студентов базу теоретических знаний, практических умений, навыков и (или) опыта деятельности для работы в качестве учителя географии.
Студент должен иметь представление об(о):
- истории становления и развития школьного географического образования в России;
- переходе современной школы от образовательного стандарта первого поколения к образовательному стандарту второго поколения (или от государственного образовательного стандарта (ГОС) к федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС));
- целостным представлением о современных тенденциях обновления школьного географического образования;
- системе эколого-географического воспитания и просвещения школьников.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.6
Формируемые компетенции ОК-7
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- основные этапы становления и развития школьного географического образования в России;
- содержание профессионального стандарта «Педагог»;
- цели, принципы и содержание школьного географического образования;
- требования ФГОС СОО к предметным результатам освоения основной образовательной программы школьного предмета (или учебного предмета) «География» на базовом и углубленном уровнях;
- содержание школьных курсов географии и их разделов;
- методы, приемы и средства обучения географии;
- урочные и внеурочные формы обучения географии (в том числе и методические подходы к их выбору);
- типы уроков (по ГОС и ФГОС), сходства и отличия в их структуре;
- формы уроков;
- структуру плана (конспекта) урока и технологической карты урока и алгоритм их разработки;
- алгоритм разработки плана (сценария) эпизодического внеклассного мероприятия по географии;
- типы и виды исследовательских работ учащихся по географии;
- алгоритм составления и решения олимпиадных заданий по географии;
- перечень приемов по формированию и развитию знаний, умений, навыков у учащихся в процессе обучения географии;
- состав отдельных линий учебно-методического комплекса (УМК) по школьному предмету (или учебному предмету) «География»;
- формы и способы проверки знаний и умений учащихся по географии;
- перечень компетентностей (познавательных, личностных, самообразовательных, социальных, отношения к своему здоровью), формируемых у учащихся в рамках предметной области «Общественные науки» и школьного предмета (или учебного предмета) «География».
Уметь:
- называть характерные черты каждого этапа в становлении и развитии школьного географического образования в России;
- называть требования к трудовой деятельности педагога, необходимым умениям и знаниям;
- определять цели, принципы и содержание школьного географического образования;
- применять требования ФГОС СОО к предметным результатам освоения основной образовательной программы школьного предмета (или учебного предмета) «География» на базовом и углубленном уровнях при планировании урока;
- определять содержание школьных курсов географии и их разделов;
- применять необходимые методы, приемы и средства обучения при планировании урока;
- проектировать урочные и внеурочные формы обучения географии;
- определять тип урока и его форму при планировании учебного занятия;
- планировать основные этапы урока (согласно дидактическим задачам);
- составлять план (конспект) и технологическую карту урока согласно теме занятия;
- разработать план (сценарий) эпизодического внеклассного мероприятия по географии;
- составлять план школьной исследовательской работы по географии и алгоритм его выполнения;
- составлять и решать задания школьных олимпиад по географии;
- определять перечень вводимых понятий, фактов, законов и закономерностей, географической номенклатуры согласно теме урока;
- отличать общеучебные умения от специальных умений (по ГОС) согласно теме урока;
- выявлять условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) (по ФГОС) согласно теме урока;
- определять содержание компонентов учебно-методического комплекса (УМК) по отдельным линиям школьного предмета (или учебного предмета) «География»;
- применять формы и способы проверки знаний и умений учащихся при планировании урока;
- называть перечень компетентностей, формируемых у учащихся согласно теме урока.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- целостным представлением об основных этапах становления и развития школьного географического образования в России;
- содержанием профессионального стандарта «Педагог»;
- целостным представлением о целях, принципах и содержании школьного географического образования;
- основами требований ФГОС СОО к предметным результатам освоения основной образовательной программы школьного предмета (или учебного предмета) «География» на базовом и углубленном уровнях;
- содержанием школьных курсов географии и их разделов;
- практическими навыками использования методов, приемов и средств обучения в процессе преподавания географии;
- навыком проектирования урочных и внеурочных форм обучения географии;
- основами методики проведения разных типов и форм уроков;
- навыком составления плана (конспекта) и технологической карты урока согласно теме учебного занятия;
- навыком составления плана (сценария) эпизодического внеклассного мероприятия по географии с учетом возраста учащихся;
- целостным представлением об организации исследовательской работы учащихся по географии;
- способами подготовки учащихся к школьным олимпиадам по географии;
- целостным представлением о способах формирования и развития знаний, умений, навыков у учащихся в процессе обучения географии;
- целостным представлением о составе учебно-методического комплекса (УМК) по отдельным линиям школьного предмета (или учебного предмета) «География»;
- способами проверки знаний и умений учащихся в процессе обучения географии;
- основами формирования компетентностей у учащихся в урочной и внеурочной работе.
Содержание дисциплины Введение в курс.. Методы, приемы и средства обучения географии.. Формы организации обучения географии.. Методика формирования и развития знаний, умений, навыков у учащихся в процессе обучения географии.. Организация контроля и учета знаний и умений учащихся на уроках географии..
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Зачет.