Цель изучения дисциплины | Цель освоения учебной дисциплины: формирование географической культуры у студентов за счет расширения мировоззрения о самой науке географии и возможностях ее преподавания в школе. Задачи: 1) ознакомить студентов с целями, принципами и содержанием географического образования; 2) рассмотреть методы, средства и формы обучения, применяемые в преподавании школьного предмета (или учебного предмета) «География»; 3) сформировать у студентов базу теоретических знаний, практических умений, навыков и (или) опыта деятельности для работы в качестве учителя географии. Студент должен иметь представление об(о): - истории становления и развития школьного географического образования в России; - переходе современной школы от образовательного стандарта первого поколения к образовательному стандарту второго поколения (или от государственного образовательного стандарта (ГОС) к федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС)); - целостным представлением о современных тенденциях обновления школьного географического образования; - системе эколого-географического воспитания и просвещения школьников. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.6 |
Формируемые компетенции | ОК-7 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные этапы становления и развития школьного географического образования в России; - содержание профессионального стандарта «Педагог»; - цели, принципы и содержание школьного географического образования; - требования ФГОС СОО к предметным результатам освоения основной образовательной программы школьного предмета (или учебного предмета) «География» на базовом и углубленном уровнях; - содержание школьных курсов географии и их разделов; - методы, приемы и средства обучения географии; - урочные и внеурочные формы обучения географии (в том числе и методические подходы к их выбору); - типы уроков (по ГОС и ФГОС), сходства и отличия в их структуре; - формы уроков; - структуру плана (конспекта) урока и технологической карты урока и алгоритм их разработки; - алгоритм разработки плана (сценария) эпизодического внеклассного мероприятия по географии; - типы и виды исследовательских работ учащихся по географии; - алгоритм составления и решения олимпиадных заданий по географии; - перечень приемов по формированию и развитию знаний, умений, навыков у учащихся в процессе обучения географии; - состав отдельных линий учебно-методического комплекса (УМК) по школьному предмету (или учебному предмету) «География»; - формы и способы проверки знаний и умений учащихся по географии; - перечень компетентностей (познавательных, личностных, самообразовательных, социальных, отношения к своему здоровью), формируемых у учащихся в рамках предметной области «Общественные науки» и школьного предмета (или учебного предмета) «География». Уметь:
- называть характерные черты каждого этапа в становлении и развитии школьного географического образования в России; - называть требования к трудовой деятельности педагога, необходимым умениям и знаниям; - определять цели, принципы и содержание школьного географического образования; - применять требования ФГОС СОО к предметным результатам освоения основной образовательной программы школьного предмета (или учебного предмета) «География» на базовом и углубленном уровнях при планировании урока; - определять содержание школьных курсов географии и их разделов; - применять необходимые методы, приемы и средства обучения при планировании урока; - проектировать урочные и внеурочные формы обучения географии; - определять тип урока и его форму при планировании учебного занятия; - планировать основные этапы урока (согласно дидактическим задачам); - составлять план (конспект) и технологическую карту урока согласно теме занятия; - разработать план (сценарий) эпизодического внеклассного мероприятия по географии; - составлять план школьной исследовательской работы по географии и алгоритм его выполнения; - составлять и решать задания школьных олимпиад по географии; - определять перечень вводимых понятий, фактов, законов и закономерностей, географической номенклатуры согласно теме урока; - отличать общеучебные умения от специальных умений (по ГОС) согласно теме урока; - выявлять условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) (по ФГОС) согласно теме урока; - определять содержание компонентов учебно-методического комплекса (УМК) по отдельным линиям школьного предмета (или учебного предмета) «География»; - применять формы и способы проверки знаний и умений учащихся при планировании урока; - называть перечень компетентностей, формируемых у учащихся согласно теме урока. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- целостным представлением об основных этапах становления и развития школьного географического образования в России; - содержанием профессионального стандарта «Педагог»; - целостным представлением о целях, принципах и содержании школьного географического образования; - основами требований ФГОС СОО к предметным результатам освоения основной образовательной программы школьного предмета (или учебного предмета) «География» на базовом и углубленном уровнях; - содержанием школьных курсов географии и их разделов; - практическими навыками использования методов, приемов и средств обучения в процессе преподавания географии; - навыком проектирования урочных и внеурочных форм обучения географии; - основами методики проведения разных типов и форм уроков; - навыком составления плана (конспекта) и технологической карты урока согласно теме учебного занятия; - навыком составления плана (сценария) эпизодического внеклассного мероприятия по географии с учетом возраста учащихся; - целостным представлением об организации исследовательской работы учащихся по географии; - способами подготовки учащихся к школьным олимпиадам по географии; - целостным представлением о способах формирования и развития знаний, умений, навыков у учащихся в процессе обучения географии; - целостным представлением о составе учебно-методического комплекса (УМК) по отдельным линиям школьного предмета (или учебного предмета) «География»; - способами проверки знаний и умений учащихся в процессе обучения географии; - основами формирования компетентностей у учащихся в урочной и внеурочной работе. |
Содержание дисциплины | Введение в курс.. Методы, приемы и средства обучения географии.. Формы организации обучения географии.. Методика формирования и развития знаний, умений, навыков у учащихся в процессе обучения географии.. Организация контроля и учета знаний и умений учащихся на уроках географии.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com / Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com) Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |