Аннотация рабочей программы дисциплины
«Мерзлотоведение и гляциология»

Цель изучения дисциплины Цель: ознакомится с основными положениями гляциологии и криологии.
Задачи:
- дать представление о теоретических положениях гляциологии и криологии (термины, определения, предыстория, закономерности и пр.);
- расширить понятие о криосфере и гляциосфере как особых природных оболочках, их структуре, выяснить их геоэкологическое значение;
- рассмотреть закономерности образования наземного (гляциология) и подземного (криология) льда и их физико-механические свойства;
- ознакомиться о особенностями распределение льдов на Земле, рассмотреть их генетическое развитие и прогноз дальнейшей эволюции;
- выявить взаимосвязи различных параметров и характеристик подземных и наземных форм оледенения с одной стороны, и с другой – условий природной среды.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.ДВ.2.2
Формируемые компетенции ОПК-3
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
о закономерностях формирования различных типов мерзлых толщ, типов природных льдов и их производных, как частей природной среды.
Уметь:
знать:
- основные понятия и теоретические положения гляциологии и мерзлотоведения, методы анализа, систематизации и обобщения геокриологической информации, цели и пути их достижения;
- структуру и пространственное положение криогенных систем различного уровня;
- механизмы возникновения криогенных систем и последовательность их развития;
- основные сведения о снежном и ледяном покрове, особенностях морских льдов, строении и распространении подземных льдов и наледей;
- закономерности льдообразования и физико-механические свойства льда;
- условия образования, строение и характеристики ледников, а также оледенение Земли в целом;
уметь:
- уметь применять научные термины, формулировать цели, анализировать и обобщать учебную информацию.
- ориентироваться, читать и работать с картографическим материалом, разным по масштабу и тематике;
- решать задачи на определение дальности выброса лавин (с использованием формул);
- работать со статическим материалом, владеть методиками его обработки и анализа;
- анализировать современное состояние криогенных геосистем и типов природных льдов.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Владеть методами анализа, систематизации и обобщения данных, навыками формирования целей, задач и поиска путей их достижения.
Содержание дисциплины Содержание и основные направления гляциологии. Содержание и основные направления геокриологии.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru
Форма промежуточной аттестации Экзамен.