Аннотация рабочей программы дисциплины
«Инженерная экология»

Цель изучения дисциплины Содержание учебной дисциплины "Инженерная экология" нацелено на формирование представления о воздействиях на окружающую среду загрязняющих веществ и факторов (шума, вибрации, излучения, тока), о средствах и методах защиты окружающей среды от воздействия антропогенных и природных факторов.
Место дисциплины в учебном плане Б1.О.03
Формируемые компетенции ОПК-3
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
понятие о загрязнениях и нарушениях; классификации загрязнений и нарушений; основные источники загрязнений и загрязнители (поллютанты) и результат их воздействия на окружающую среду; природные и антропогенные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; воздействие источников загрязнения на атмосферный воздух, воду, почву, биоту и здоровье человека; методы (способы) очистки атмосферного воздуха; систему водоснабжения и водоотведения (на примере промышленных предприятий, населенных пунктов, транспортных магистралей); методы (способы) очистки сточных вод; влияние инженерно-технических сооружений (мостов, дамб, плотин, шлюзов) на водные объекты; последствия радиоактивного загрязнения почв и загрязнения почв тяжелыми металлами; особенности строительства и эксплуатации метрополитенов, карьеров и шахт, подземных и наземных коммуникаций как инженерно-технических объектов; способы защиты населения от ионизирующего облучения, особенности производства урана (добыча, обогащение урана, использование в производстве), систему контроля радиационной обстановки на АЭС, АСТ, АЭТС, особенности захоронения отработанного радиоактивного материала; воздействие шума и вибрации, электричества электромагнитного излучения на человека и окружающую среду; общие и специальные инженерно-технические мероприятия, предупреждающие или снижающие вредное воздействие результатов деятельности человека на атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу.

Уметь:
отличать загрязнения от нарушений; работать с классификациями загрязнений и нарушений и использовать их при выполнениии практических заданий; называть основные источники загрязнений и загрязнители (поллютанты) и результат их воздействия на окружающую среду; называть природные и антропогенные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; выявлять воздействие источников загрязнения на атмосферный воздух, воду, почву, биоту и здоровье человека; использовать информацию о методах (способах) очистки атмосферного воздуха, сточных вод при выполнении практических заданий; назывть отличительные черты системы водоснабжения и водоотведения промышленных предприятий, населенных пунктов, транспортных магистралей; определять степень влияния инженерно-технических сооружений (мостов, дамб, плотин, шлюзов) на водные объекты; определять (называть) особенности строительства и эксплуатации метрополитенов, карьеров и шахт, подземных и наземных коммуникаций как инженерно-технических объектов; называть способы защиты населения от ионизирующего облучения; составлять харакетристику общих и специальных инженерно-технических мероприятий, предупреждающих или снижающих вредное воздействие результатов деятельности человека на атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу; отличать общие инженерные мероприятия от специальных; объяснять причины проведения этих мероприятий в конкретных ситуациях и определять результаты.

Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
владеть навыками работы с теоретическим материалами (монографиями, научными статьями, рекомендациями, учебными пособияим и учебниками) для выполнения практических и теоретических заданий; подготовки докладов и тематических презентаций по предложенным темам; применения современных компьютерных технологий при сборе, хранении, обработке, анализе, передаче географической информации; использования и практического применения полученных базовых знаний в профессиональной деятелньности; оценки сложившейся ситуации и определения перечня инженерно-технических мероприятий, необходимых для разрешения сложившейся ситуации; разработки проекта по проведению инженерно-технических мероприятий.
Содержание дисциплины Раздел 1. Введение в курс. Антропогенные воздействия на окружающую среду.. Раздел 2. Мониторинг и защита окружающей среды. .
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Зачет.