Цель изучения дисциплины | Целями освоения дисциплины «Частная орнитология» являются является подробное знакомство с миром птиц: видовым разнообразием, происхождением и эволюцией, географическим распространением, морфологическим и анатомическим строением, физиологией, экологией, поведением, значением в жизни человека, рациональным использованием и охраной. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:отличительные черты класса птиц в связи с приспособлением их к полету. Уметь: свободно оперировать базовыми представлениями по орнитологии, применять их в практической деятельности, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований. Владеть: навыками к научно-исследовательской работе, преподаванию орнитологии, ведению дискуссии |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.ДВ.01.02 |
Формируемые компетенции | ПК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- схемы проведения учетов птиц в различных биотопах; - методы компьютерной обработки полевых данных и основные программы для представления данных учетов птиц; - основные типы презентации данных полевого исследования в орнитологии. Уметь:
- организовывать и проводить авифаунистические исследования; - работать с научной литературой, оформлять результаты исследований в виде проектов, заявок и отчетов, критически анализировать полученную информацию и грамотно представлять результаты исследований, владеть навыками обработки полевых данных и презентаций результатов исследований; - обрабатывать полевые данные и презентовать результаты исследований. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- методами научного коллекционирования птиц; - навыками обработки полевых данных и презентаций результатов исследований; - методами критического анализа полученной информации и грамотным представлением результатов исследований. |
Содержание дисциплины | Введение в орнитологию. Содержание, предмет, задачи и структура, взаимосвязь с другими науками. Методы изучения птиц. Учеты численности птиц. Методы отлова и мечения. Кольцевание птиц. Исследование гнездовой биологии, состава кормов и трофического поведения. Формы и методы измерения птиц. Мониторинг птиц. . Происхождение птиц. Гипотезы происхождения и эволюции птиц. Предки современных птиц. Палеоорнитология. Ископаемые остатки птиц. Современная систематика птиц. Современное состояние научной системы класса. Подробная характеристика отрядов, широко распространенных в Алтайском крае, их видовое разнообразие. . Периодические явления в жизни птиц. Суточные и сезонные ритмы. Регуляция размножения. Линька. Фотопериодическая регуляция. . Охрана птиц и ее методы. Исторические предпосылки охраны. Охрана мест обитания, ключевых орнитологических территорий, редких и исчезающих птиц. Птицы из Красных книг. . Прикладная орнитология. Авиационная и медицинская орнитологии. Птицы и эпидемиологическая обстановка. Птицы как охотничий ресурс. Птицы и сельское хозяйство. . |
Виды учебной работы | Лекции, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |