Цель изучения дисциплины | Формирование теоретических представлений об особенностях сбора, анализа и хранения информации в рамках инструментальных наблюдений за окружающей средой в России и за рубежом, изучение особенностей развития региональных систем мониторинга с использованием инновационных автоматических измерительных станций за метеорологическими и гидрологическими параметрами природной окружающей среды, методами обработки данных наземного мониторинга. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.О.03 |
Формируемые компетенции | ОПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
теоретические основы поиска новых достоверных фактов на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, основы составление аналитических обзоров накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности и обобщения полученных результаты в контексте ранее накопленных знаний в сфере анализа окружающей среды и инструменты полевых исследований; теоретические основы сбора, анализа и хранения данных при проведении инструментальных наблюдений за окружающей средой; теоретические основы диагностики проблемы охраны природы с использованием инструментальных наблюдений за окружающей средой, принципы организации инструментальных измерений, организации сбора, обработки и анализа данных, методологические принципы анализа данных результатов инструментальных измерений и разработки прикладного программного обеспечения по их анализу. Уметь:
формулировать проблемы, задачи и методы комплексных и отраслевых научных исследований, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований в сфере анализа окружающей среды и инструментов полевых исследований, применять на практике изученные методы и подходы, выполнять интерпретацию результатов, применять математические методы как элементов в разработке прикладного программного обеспечения. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
навыками постановки проблем и задач, методами комплексных и отраслевых научных исследований, поиска новых достоверных фактов на основе инструментальных наблюдений, опытов и научного анализа мониторинговых данных, обобщения полученных результатов в контексте ранее накопленных знаний в сфере анализа окружающей среды и инструментов полевых исследований, формулировки выводов и практических рекомендаций на основе репрезентативных и оригинальных результатов инструментальных исследований и анализа данных об окружающей среде, навыками при организации и проведении инструментальных (мониторинговых) наблюдений за природными процессами, навыками диагностики природных процессов для разработки мероприятий по снижению экологических рисков, охраны природы и устойчивого развития территорий, сбора и обработки данных временных рядов (большие данные) полученных с наземных измерительных систем, разработки алгоритмов и элементов прикладных программ, включающих анализ результатов инструментальных измерений. |
Содержание дисциплины | Общие положения организации мониторинга окружающей среды. Метеорологические и гидрологические наблюдения. Агрометеорологический мониторинг (почвы). Введение в статистический анализ данных. Анализ климатических трендов. Оценка актуальной и потенциальной эвапотранспирации. |
Виды учебной работы | Лекции, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows7, Microsoft Office 2010, 7-Zip, AcrobatReader, ETo calculatorMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |