Цель изучения дисциплины | формирование системы научных понятий и профессионального мировоззрения в рамках традиционных и современных научных подходов к изучению и исследованию теоретических, методологических и организационныхпроблем супервизии; овладение теоретическим знанием и практическими навыками в области супервизии. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ПК-5 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
психологические закономерности, механизмы, особенности и условия эффективности лечебного процесса; теоретико-методологические и практические основы супервизии; организационные, правовые и этические принципы работы медицинского психолога в консультировании и психотерапии; фундаментальные теоретико-методологические концепции развития личности, психопатологии и психотерапии; особенности организации и проведения различных видов экспертиз нарушений психических процессов и личности при психических расстройствах; специфику психологического вмешательства с учетом нозологических, синдромальных и индивидуально-психологических характеристик; общие и специфические цели и методы основных психотерапевтических направлений классической психотерапии и психологического консультирования; психологические закономерности и механизмы психологического воздействия, общие и специальные факторы эффективности психотерапевтического процесса. Уметь:
прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида; использовать методы психологического консультирования и психотерапии в работе с индивидами, группами, учреждениями и бизнесструктурами, с представителями различных социальных и религиозных субкультур; оказывать психологическую помощь в кризисных ситуациях; осуществлять дифференциально-диагностическое обследование и экспертизу при различных психических расстройствах; осуществлять психологическое консультирование и применять психотерапевтические техники в отношении лиц, перенесших или испытавших воздействие чрезвычайных и экстремальных факторов; осуществлять профилактику нервно-психических и психосоматических расстройств, состояний психической дезадаптации и нарушений поведения. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
разнообразными стратегиями психопрофилактической, психокоррекционной, реабилитационной и психотерапевтической работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья и развития с использованием индивидуальных, групповых и семейных методов; основными приемами клинико-психологической диагностики для оценки эффективности психотерапии и консультирования; основными техниками создания и поддержания рабочего альянса в психотерапевтических отношениях; способами совершенствования системы саморегуляции и предотвращения синдрома профессионального выгорания психотерапевта и консультанта; методами супервизирования педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся и стажеров в процессе обучения; стратегиями установления творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами; знаниями об основных видах экспертной деятельности в соответствии с потребностями заказчика; способами распространения информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья. |
Содержание дисциплины | Супервизия в КБТ и профессиональная компетентность клинического психолога. Анализ осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях. Профилактика срывов и прекращения терапии. Эффективность терапии и супервизия. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических групп.. Анализ мотивации клиента, пациента в когнитивно-бихевиоральном консультировании и терапии. Супервизия практической работы. Построение и проверка гипотез на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ. Подбор эффективных техник изменений: супервизия.. |
Виды учебной работы | Лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, курсовая работа. |