Цель изучения дисциплины | Формирование целостной системы представлений основных о психодиагностике и психометрике, повышение уровня компетентности в использовании психодиагностических методов, развитие навыков конструирования тестовых психологических методик. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.О.4 |
Формируемые компетенции | ОПК-3 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
Основные методические, этические, профессиональные принципы психодиагностики как сферы социальной и психологической практики. Методики для изучения особенностей личности, характера и темперамента, интеллекта, их назначение и процедуры проведения. Основы теории измерения и математической статистики, назначение, содержание диагностических шкал, тестовые нормы психодиагностических методик. Теоретико-методологические и организационно- методические основы создания психологического теста, отечественные и зарубежные концепции личности, концепцию психического свойства в психодиагностике. Этапы создания тестовых методик, представления об этапе стандартизации и валидизации теста, его адаптации и расчета тестовых норм. Принципы получения и использования психодиагностической информации, этические проблемы психологической диагностики. Осознавать проблемы профессионализма специалистов, последствия некорректного применения психодиагностических методов, важность защиты психодиагностических методов от некорректного использования, в том числе для манипулирования сознанием. Уметь:
Применять свои способности к самоорганизации и самообразованию при разработке инструментария, проведении опроса, создании базы эмпирических данных по результатам проведения психологической диагностики. Уметь проводить первичный анализ психодиагностической шкалы, ее соответствия виду нормального распределения, проверять гипотезы о взаимосвязи с другими шкалами тестов, оценивать валидность и надежность инструмента. Уметь компетентно подобрать психодиагностический инструментарий, исходя из задач диагностирования, валидности и надежности метода. Умеет организовывать процесс диагностирования, создавать условия для наиболее эффективной диагностики, в том числе для самообразования. Уметь применять математические методы для анализа выбранного свойства личности, использовать их для построения математической модели и ее описания. Умеет обосновывать использование методов математического анализа и моделирования для проведения экспериментального исследования личностного свойства и конструирования психологического теста. Использовать полученные знания и умения для организации и проведения социологического исследования.. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Навыками организации, проведения и анализа результатов исследования структуры личности с определенными свойствами, разработки психодиагностического инструментария; навыками анализа психодиагностических данных, выявления взаимосвязей и статистической зависимости между различными шкалами, проверки надежности и валидности теста, расчета тестовых норм; навыками анализа результатов психометрических исследований и их использования для оценки эффективности психодиагностических методов, возможностей и ограничений их использования, в том числе в рамках социологических исследований. Применять полученные навыки для проведения теоретических и экспериментальных исследований в своей профессиональной деятельности, используя способности к самоорганизации и самообразованию. Владеть навыками комплексной интерпретации результатов диагностирования по нескольким методикам, составления общей диагностической картины обследуемого, в том числе себя, разрабатывать предложения и рекомендации по использованию результатов диагностики для устранения недостатков и развития достоинств. |
Содержание дисциплины | Психологическая диагностика как сфера социальной практики. Теоретико-методологические основания психологической диагностики. Методы психодиагностики. Структура диагностического процесса. Психологический тест: принципы организации, классификация, психометрические требования. Технология конструирования тестовых диагностических методик. Современные проблемы психодиагностики. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
«Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)». Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен, зачет. |