Цель изучения дисциплины | изучение особенностей формирования стереотипов восприятия друг друга народами Запада (Европы и Америки) и России в период с IX по начало XX в. и знакомство на этом историческом материале с научным направлением имагологии, ее проблематикой, методами, терминологией |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.01 |
Формируемые компетенции | УК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
исторические источники различных эпох (с IX до начала XX в.), отражающие взаимные представления и оценки друг друга русских и представителей «Запада» (европейцев, американцев); познакомиться с жанром «Россика» европейской литературы конца XV—XVII вв.; наиболее видных путешественников, посетивших нашу страну и оставивших мемуары о своих путешествиях; различные оценки России, ее строя и русского народа в общественном мнении стран Запада (русофобия и русофилия) XIX — начала XX вв.; наиболее известных авторов мемуаров о России на Западе этого периода, оказавших влияние на формирование западного общественного мнения; иметь представление о специфике отношения русских к «Западу» в разные эпохи и мотивациях этого отношения; знать историю формирования и существования в русской политической мысли антизападной и прозападной тенденций Уметь:
уметь критически оценивать источники, различать тенденциозные и объектиные мнения Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
владеть терминологией, и проблематикой и основами методологии современной имагологии |
Содержание дисциплины | Проблема этнических образов в современной науке. Ранние предпосылки формирования стереотипов восприятия Восточной Европы (античность и раннее средневековье). Русь, «Московия» и Запад во второй трети XIII — XVII вв.: противоречивые тенденции взаимовосприятия, сближение и противостояние. Взаимовосприятие народов России и Западной Европы в XVIII—XIX вв.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |