Цель изучения дисциплины | Цель: реализация диагностических компетенций в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, предполагающее проведение диагностического обследования и исследования детей разных возрастов и их родителей, педагогический состав с использованием репертуара стандартизированного инструментария, сформировать навыки написания психолого-педагогического диагностического заключения по вынесенному психодиагностическому диагноз на дифференциальном и прогностическом уровне. Программа курса включает разделы тестологии и психометрики, связанные с системой знаний и умений корректного построения психодиагностического обследования и научного диагностического исследования, а также с количественно-качественной обработкой их результатов. Настоящий курс, посвящен изучению диагностических методик исследования с целью развития навыков психодиагностического исследования и психодиагностическое обследования сферы психолого-педагогического сопровождения и психолого-педагогической экспертизы. В том числе задачей познакомить студентов с приемами изучения особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, имеющих нарушения развития. Познакомить с работой психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и организацией приема детей в специальные учреждения Задачи курса: • Дать студентам необходимые теоретические знания и основные практические навыки, необходимые в психолого-педагогической диагностике. • Раскрыть специфику психолого-педагогической диагностики как особой отрасли теоретического и прикладного знания, показать ее инструментальную роль в практике. • Обеспечить усвоение принципов психолого-педагогической диагностики и дифференциальной психометрики для реализации задач современной квалиметрии. • Познакомить с количественными и качественными методами психодиагностического обследования индивидов и групп в образовательном процессе. • Сформировать умения оценивать качество психодиагностических методик, применимые к психолого-педагогической диагностике. • Ознакомить с основными классами психодиагностических методик, обучить правилам проведения обследований, способам обработки и интерпретации результатов. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.Б |
Формируемые компетенции | ОК-12 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- нормативные возрастные новообразования, социальную ситуацию развития и ведущий вид деятельности; специфику психичесого функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов рисков отклонения правила психолого-педагогической диагностики личности; - основания разработки моделей диагностики, выбор методов сбора первичных данных, их анализ и интерпритацию; требования к психолого-педагогическому заключению по результатам мониторинга личностного развития детей; - уровневую структуру учебной деятельности; уровни отклонений психического развитяи; причины школьной дезадаптации и неуспеваемости; основные категории специальной психологии и педагогики (дефект, нарушения психофизического развития, дизонтогенез, аномальный ребенок, коррекция, компенсация, социальная адаптация, социальная реабилитация, специальное (коррекционное) образование); организацию работы психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК); основные методы психолоо-педагогическойдиагностики. Уметь:
- проводить диагностическое обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; проводить дифференциальной диагностики для определения типа нормативного и анормального онтогинеза развития; проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития ребёнка, подростков и взрослого проводить психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение; выявлять потребности, проблемы, конфликтные ситуаций и отклонения в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов; использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов; диагностировать признаки семейной дисфункций и жестокого обращения с детьми и подростками в семье; - осуществлять психолого-педагогическую диагностику с целью выделения группы риска, осуществлять диагностику лиц с девиантным поведением; диагностировать психологические свойства, состояния человека, характеристики психических процессов и проявлении в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивида и группы; выявит причины и условия девиантного поведения, школьной дезадаптации; оценить и проанализировать риски и ресурсы социальной среды, социальной ситуации развития; диагностировать и идентифицировать проблемы психического, личностного о и социального развития; - проводить мониторинг и оценку эффективности коррекционной и реабилитационной программы; проводить диагностику педагогического состава для выявления рисков профессиональной деформации, эмоционального выгорания, снижения уровня коммуникативных навыков и психологической культуры. Оценки психологического климата в образовательном учреждении; выявлять психофизические особенности деятельности и затруднения в образовательно-воспитательной работе детей; составлять психолого-педагогическую характеристику с анализом трудностей обучения и результатами индивидуальной коррекционной работы; готовить материалы для ПМПК. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи; навыками анализа психолого-педагогических условий образовательного процесса; - навыками экспертной психолого-педагогической деятельности; навыками осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками; навыками проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности; - навыками составления протокола диагностического обследования, построения психодиагностического заключения и постановки психологического диагноза; правилами и принципами проведения диагностического обследования индивидов и групп в соответствии со спецификой предмета и объекта исследования. |
Содержание дисциплины | Теоретико-методологические основания психолого-педагогической диагностики. . Методы психолого-педагогической диагностики.. Направления психолого-педагогической диагностики.. Психолого-педагогическая экспертиза.. Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях. . |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MC Exsel, SPSSS, мультимейдиный проектор
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml Электронный журнал Psyjournals, раздел Психологическая диагностика.
Методические руководства к тестовым методикам: http://www.ozon.ru/context/detail/id/228377/ http://www.labirint.ru/series/12519 http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека on-line http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система издательства «Лань http://www.ht.ru/ http://www.psy-diagnoz.com http://www.imaton.com/metodiki/catalog/ http://www.psytest.ru/ http://lab.psytest.ru http://psystudy.ru/ http://elibrary.ru http://vch.narod.ru/ http://www.psytest.ru/ http://www.psydiag.yaroslavl.ru/ http://vch.narod.ru/ http://adalin.mospsy.ru/- http://testoteka.narod.ru/- http://www.bitnet.ru/psycho/index.html http://www.mtu-net.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |