Аннотация рабочей программы дисциплины
«Психология малых и больших социальных групп»

Цель изучения дисциплины Цель курса – углубление понимания закономерностей возникновения, развития, функционирования малых и больших социальных групп на основе знакомства студентов с различными положениями отечественных и зарубежных социально-психологических теорий, затрагивающих данную проблематику, и формированием у студентов навыков самостоятельного анализа групповых проблем.
Задачи курса:
- познакомить студентов с проблематикой социально-психологического подхода к изучению малых и больших социальных групп;
- определить специфику поведения и деятельности личности в условиях большой и малой группы;
- обеспечить овладение методами научного исследования малой и большой группы;
- способствовать формированию целостного представления об особенностях возникновения, развития и функционирования малых и больших групп;
- создать условия для развития у студентов позиции «активного исследователя» групповых процессов.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В
Формируемые компетенции ПК-8
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
определения малой и большой социальной группы, основные характеристики социальных групп; специфику групп девиантной направленности, основные отечественные и зарубежные подходы к изучению психологии малых и больших социальных групп для возможности и преодоления трудностей в оказании как индивидуальной, так и групповой помощи детям и подросткам с высоким риском девиантного поведения; особенности групповой динамики, внутригрупповых и межгрупповых отношений с точки зрения влияния их на формирование, социализацию ребенка; способы воздействия на малые и большие социальные группы с целью реализации психологического просвещения специалистов и участников процесса сопровождения.
Уметь:
диагностировать и давать общую оценку различным социально-психологическим характеристикам социальных групп и процессам, происходящим в них; выделять, диагностировать и анализировать социально-психологических характеристики и процессы, происходящие в малых и больших социальных группах, составлять социально-психологическую характеристику малой группы с целью выявления, коррекции и профилактики риска воспроизводства девиантного поведения.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Владеет категориальным аппаратом психологии групп и технологией применения различных психодиагностических методик исследования социальных групп; методами планирования и проведения полноценного научно-психологического исследования малых и больших групп, способами реализации программ психологического просвещения и профилактики девиантного поведения.
Содержание дисциплины Психология малой группы. Основные проблемы психологии больших социальных групп.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Зачет.