Аннотация рабочей программы дисциплины
«История первобытного общества»

Цель изучения дисциплины Цель курса Познакомить слушателей в ходе проблемно-исторического изложения материала с историей формирования истории первобытного общества (ИПО), основными методами и задачами ИПО, а также дать представление о специфике, особенностях и закономерностях развития общества на различных этапах древнейшей истории человечества. Создать у студентов цельную картину становления и развития основных социальных и экономических структур, возникновения и эволюции духовной жизни общества. Цель практического раздела – рефлексия и углубленное изучение наиболее сложных проблем ИПО: становления дуально-родовых и семейных структур, различные типы организации социума, особенности первобытной экономики и т.п.
В соответствии с указанной целью определены следующие задачи курса:
• Раскрыть этапы и движущие силы антропосоциогенеза;
• Проследить особенности развития производительных сил общества и взаимосвязь их с эволюцией социальных структур;
• Проанализировать становление и развитие духовной жизни на различных этапах истории первобытного общества;
• Выявить закономерности становления и эволюционную динамику семейно-брачных отношений;
• Ознакомить с концепциями сложения на протяжении истории первобытного общества собственности (от коллективной к частной);
• Дать системные представления о хозяйственно-культурных типах общества на различных этапах его развития, возникновение и эволюция производящего хозяйства;
• Способствовать формированию навыков самостоятельной исследовательской работы.
Место дисциплины в учебном плане Б1.О.05
Формируемые компетенции ОПК-1
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
Знает терминологический аппарат исторических наук и археологии и применяет его при решении исследовательских, педагогических и прикладных задач.
Знает основные закономерности историко-археологических процессов, а
также особенности культурного, экономического и социально-политического разви-
тия обществ на разных этапах истории.
Формирует необходимую информацию об археологических находках для музейного фонда по результатам полевых и кабинетных исследований.
Анализирует достоверность информации об археологических предметах и памятниках при подготовке документов для включения музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда
Российской Федерации.
Уметь:
Умеет применять знание периодизации развития человечества, разработанные в области истории, археологии и естественных наук.
Идентифицирует, анализирует и интерпретирует письменные, изобрази-
тельные и материальные источники, зафиксированные при археологических исследованиях.
Осуществляет идентификацию археологических объектов при проведении историко-культурной экспертизы и для их учета государственными органами охраны наследия.
Применяет полученные знания и
навыки для представления и популяризации
археологического наследия в музеях и учре-
ждениях музейного типа
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Применяет современные методологические концепции при решении про-
фессиональных задач
Осуществляет отбор образцов для междисциплинарных анализов и имеет
навыки первичной интерпретации полученных результатов.
Знает особенности работы с документами при включении музейных предметов в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Оценивает важность и привлекатель-
ность памятников археологии для представ-
ления его в средствах массовой информации,
для экскурсионно-туристической и экскурси-
онно-туристической деятельности
Содержание дисциплины История первобытного общества как наука. Историография ИПО. Начало антропосоциогенеза . Открытие и изучение ископаемых предков человека. Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов . Материальная и духовная культура раннеродового общества. Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов, высших охотников, собирателей, рыболовов . Духовная и материальная культура позднеродового общества. Распад первобытного общества. Эпоха классообразования . Социальная организация общества в эпоху классообразования . Религиозные представления в первобытном обществе.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)
Форма промежуточной аттестации Экзамен.