Цель изучения дисциплины | Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов знаний о зарождении и эволюции археологических исследований. Задачи курса: • дать характеристику основных этапов развития археологии в общемировом масштабе; • сформировать представление о специфике археологических исследований в разных регионах; • рассмотреть изменение теоретических основ и практики археологических исследований; • раскрыть содержание основных проблем всемирной и отечественной археологии. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.О.05 |
Формируемые компетенции | ОПК-3 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; - особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира; - археологические факты и закономерности развития социокультурных общностей на территории России и зарубежных стран для системных исторических реконструкций; - основные этапы формирования и развития археологии в России и за рубежом для оценки уровня современных знаний; - современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия; - законы и правила проведения археологических исследований; - особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании. Уметь:
- применять знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; - формировать собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности; - применять в профессиональной деятельности исторический опыт практических и теоретических разработок зарубежных и отечественных ученых в области археологии и смежных научных дисциплин; - применять знания вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии при подготовке и проведении тематических занятий; - осуществлять мониторинг состояния археологических памятников, выявленных и поставленных на учет. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества; - презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия; - использования основных положений и концепции исторических дисциплин при интерпретации археологических источников. |
Содержание дисциплины | Истоки археологических исследований. Становление археологии в XIX веке. Развитие археологических исследований в первой половине XX века. Теоретические разработки и полевые археологические изыскания во второй половине XX века. Основные направления деятельности современной археологии (конец XX – начало XXI века). |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» http://portal.edu.asu.ru/
Образовательная платформа «Юрайт» https://urait.ru/book/ Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |