Аннотация рабочей программы дисциплины
«История становления и развития археологии»

Цель изучения дисциплины Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студентов знаний о зарождении и эволюции археологических исследований.
Задачи курса:
• дать характеристику основных этапов развития археологии в общемировом масштабе;
• сформировать представление о специфике археологических исследований в разных регионах;
• рассмотреть изменение теоретических основ и практики археологических исследований;
• раскрыть содержание основных проблем всемирной и отечественной археологии.
Место дисциплины в учебном плане Б1.О.05
Формируемые компетенции ОПК-3
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия;
- особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира;
- археологические факты и закономерности развития социокультурных общностей на территории России и зарубежных стран для системных исторических реконструкций;
- основные этапы формирования и развития археологии в России и за рубежом для оценки уровня современных знаний;
- современные методы полевых и камеральных археологических исследований для информационно-аналитической деятельности в государственном органе по охране культурного наследия;
- законы и правила проведения археологических исследований;
- особенности написания полевого отчета о раскопках в соответствие с принятыми стандартами и способен участвовать в его создании.
Уметь:
- применять знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности;
- формировать собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности;
- применять в профессиональной деятельности исторический опыт практических и теоретических разработок зарубежных и отечественных ученых в области археологии и смежных научных дисциплин;
- применять знания вспомогательных исторических дисциплин, истории, этнологии и социальной антропологии при подготовке и проведении тематических занятий;
- осуществлять мониторинг состояния археологических памятников, выявленных и поставленных на учет.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества;
- презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия;
- использования основных положений и концепции исторических дисциплин при интерпретации археологических источников.
Содержание дисциплины Истоки археологических исследований. Становление археологии в XIX веке. Развитие археологических исследований в первой половине XX века. Теоретические разработки и полевые археологические изыскания во второй половине XX века. Основные направления деятельности современной археологии (конец XX – начало XXI века).
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный Университет» http://portal.edu.asu.ru/
Образовательная платформа «Юрайт» https://urait.ru/book/
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/
Форма промежуточной аттестации Экзамен.