Аннотация рабочей программы дисциплины
«Основы музеологии»

Цель изучения дисциплины Цель реализуемой дисциплины заключается в изучении становления, развития и современного состояния музеологии. Основной подход предполагает рассмотрение музея как исторически формировавшегося полифункционального социокультурного института. В связи с этим обозначены такие задачи курса:
– дать содержание основных понятий музеологии и подходы к их интерпретации;
– проследить основные этапы становления музеологического знания за рубежом и в России;
– на конкретном историческом и современном материале представить становление и эволюцию музея;
– охарактеризовать особенности и основные подходы музейной коммуникации (в том числе, культурно-образовательной деятельности), социологии;
– познакомить с современными тенденциями и направлениями в теории и практике отечественной и зарубежной музейной работы.
Место дисциплины в учебном плане Б1.В.01
Формируемые компетенции ПК-3
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
- основные понятия, теоретические положения музеологии;
- основные этапы становления мировой музеологии, основных понятиях и теориях изучения музея, культурного и природного наследия;
- специфику объектов профессиональной деятельности;
- научные, учебные и периодические издания по музеологии.
Уметь:
- применять современные теории,концепции и инструментарий музеологии в практической работе с объектами культурного и природного наследия;
- критически анализировать научные, справочные и статистические данные по теме исследования;
- профессионально ставить и решать задачи, связанные с анализом и исследованием объектов профессиональной деятельности.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- методами обработки, анализа и синтеза информации при изучении музеев и объектов культурного и природного наследия;
- высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
Содержание дисциплины Историческое становление музеологии как научной дисциплины. Музеи мира и России в конце XX - начале XXI вв.. Деятельность Международного совета музеев (ICOM). Музей и образование: история взаимоотношений. Музеи образовательных учреждений. Детские музеи. История становления и развития музейной коммуникации и социологии. Организационно-законодательные основы деятельности музеев и охраны наследия в России. Экомузеи: опыт создания, сущность и значение. Сохранение и музеефикация объектов культурного наследия. Музей в региональном развитии. Музей в решении экологических проблем. Музеология как научная дисциплина и область практической деятельности: понятие и структура. Музей: понятие, функции и основные классификации. Музейный предмет: понятие, свойства и функции. Теория и практика научно-исследовательской работы в музее. Музеография: основные виды изданий и их характеристики. Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности.
Виды учебной работы Лекции, практические, самостоятельная работа.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Зачет.