Цель изучения дисциплины | Цель реализуемой дисциплины заключается в изучении становления, развития и современного состояния музеологии. Основной подход предполагает рассмотрение музея как исторически формировавшегося полифункционального социокультурного института. В связи с этим обозначены такие задачи курса: – дать содержание основных понятий музеологии и подходы к их интерпретации; – проследить основные этапы становления музеологического знания за рубежом и в России; – на конкретном историческом и современном материале представить становление и эволюцию музея; – охарактеризовать особенности и основные подходы музейной коммуникации (в том числе, культурно-образовательной деятельности), социологии; – познакомить с современными тенденциями и направлениями в теории и практике отечественной и зарубежной музейной работы. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.01 |
Формируемые компетенции | ПК-3 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные понятия, теоретические положения музеологии; - основные этапы становления мировой музеологии, основных понятиях и теориях изучения музея, культурного и природного наследия; - специфику объектов профессиональной деятельности; - научные, учебные и периодические издания по музеологии. Уметь:
- применять современные теории,концепции и инструментарий музеологии в практической работе с объектами культурного и природного наследия; - критически анализировать научные, справочные и статистические данные по теме исследования; - профессионально ставить и решать задачи, связанные с анализом и исследованием объектов профессиональной деятельности. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- методами обработки, анализа и синтеза информации при изучении музеев и объектов культурного и природного наследия; - высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. |
Содержание дисциплины | Историческое становление музеологии как научной дисциплины. Музеи мира и России в конце XX - начале XXI вв.. Деятельность Международного совета музеев (ICOM). Музей и образование: история взаимоотношений. Музеи образовательных учреждений. Детские музеи. История становления и развития музейной коммуникации и социологии. Организационно-законодательные основы деятельности музеев и охраны наследия в России. Экомузеи: опыт создания, сущность и значение. Сохранение и музеефикация объектов культурного наследия. Музей в региональном развитии. Музей в решении экологических проблем. Музеология как научная дисциплина и область практической деятельности: понятие и структура. Музей: понятие, функции и основные классификации. Музейный предмет: понятие, свойства и функции. Теория и практика научно-исследовательской работы в музее. Музеография: основные виды изданий и их характеристики. Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |