Цель изучения дисциплины | Целями изучения дисциплины является формирование у студентов культуры мышления и рассуждения, приобретение ими теоретических знаний и выработка практических навыков убеждения аудитории и оппонентов. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.О.05 |
Формируемые компетенции | ОПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные проблемы традиционной и современной логики, а также основные подходы к их решению; - основные подходы к логическому анализу естественного языка, а также их возможности, преимущества и недостатки; - основы классической логики высказываний и предикатов, их принципы, допущения и правила вывода; - основные типы неклассических логик, их принципы и допущения; - основные виды и формы правдоподобных рассуждений, а также требования к ним и ошибки возникающие при их нарушении; - методы, приемы и операции рационального познания; - основные подходы к логическому анализу естественного языка, а также их преимущества и недостатки; - основные методы и приемы рационального познания и специфику их применения в научных текстах; - семантические категории языка; - законы и правила логики и специфику их применения в научных текстах и в отношении содержащихся в них смысловых конструкций; - общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания; - виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия), а также их основные формы и правила; - специфику и значение логического аспекта аргументации в научном и философском исследовании; - основные виды и способы обоснования и критики убеждений в научном и философском исследовании; - основные принципы и требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации в научном и философском исследовании. Уметь:
- находить оптимальные варианты решения основных проблем традиционной и современной логики; - выбрать оптимальный для решения поставленных задач подход к логическому анализу естественного языка, а также провести указанный анализ, учитывая возможности, преимущества и недостатки выбранного подхода; - применять на практике основные разработки классической логики высказываний и предикатов, учитывая их принципы, допущения и правила вывода; - применять на практике разработки основных типов неклассических логик, учитывая их принципы и допущения, преимущества и недостатки; - правильно оперировать основными видами и формами правдоподобных рассуждений, а также соблюдать требования к ним и выявлять ошибки возникающие при их нарушении; - выявлять у других основные методы, приемы и операции рационального познания, а также правильно оперировать ими самому; - выявлять основные приемы рационального познания в научных текстах. - выявлять и правильно оперировать логическими формами и семантическими категориями в процессе анализа научных текстов и содержащихся в них смысловых конструкциях; - обобщать и систематизировать информацию, выявленную в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики; - выявлять нарушения законов и правил логики в научных текстах; - логически правильно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь в процессе профессионального общения, а также научного и философского исследования; - применять логические законы и правила в процессе мышления и коммуникации в научной и философской профессиональной деятельности; - применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений для интеллектуального развития и повышения профессионального уровня; - учитывать своеобразие аргументации в различных областях профессиональной деятельности; - учитывать специфику способов аргументации в научной и философской профессиональной деятельности в зависимости от характера аудитории и контекста; - применять основные требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации в научном и философском исследовании; - показать своеобразие аргументации в различных областях научной и философской профессиональной деятельности. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- навыками подбора и применения оптимальных вариантов решения основных проблем традиционной и современной логики; - оптимальными для решения поставленных задач подходами к логическому анализу естественного языка, а также проведения указанного анализа, с учётом возможностей, преимуществ и недостатков выбранных подходов; - навыками применения на практике основных разработок классической логики высказываний и предикатов, учитывая их принципы, допущения и правила вывода; - навыками применения на практике разработок основных типов неклассических логик, с учётом их принципов и допущений, преимуществ и недостатков; - основными видами и формами правдоподобных рассуждений, а также навыками соблюдения требований к ним и выявления ошибок возникающих при их нарушении; - основными методами, приемами и операциями рационального познания, а также навыками правильного оперирования ими; - навыками критического логического анализа получаемой информации; - общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности; - навыками логического анализа научных и философских концепций; - навыками анализа научных концепций; - навыками правильного оперирования логическими формами и семантическими категориями в процессе анализа научных текстов и содержащихся в них смысловых конструкциях; - навыками обобщения и систематизации информации, выявленной в процессе анализа научных текстов, с учётом их специфики; - навыками выявления нарушений законов и правил логики в научных текстах; - навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения; - навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни; - допустимым уловкам в процессе аргументации; - навыками философской аргументации при рассмотрении социально-философских проблем; - навыками ведения диалога; - навыками учета своеобразия аргументации в различных областях профессиональной деятельности; - навыками учета специфики и отбора способов аргументации в научной и философской профессиональной деятельности в зависимости от характера аудитории и контекста; - навыками применения основных требований стратегии, а также основных вариантов и конкретных приемов тактики аргументации в научном и философском исследовании; - навыками учета своеобразия аргументации в различных областях научной и философской профессиональной деятельности. |
Содержание дисциплины | Предмет и значение логики, мышление и язык, логический анализ естественного языка. Учение о понятии, определения.. Суждение (высказывание).. Силлогистика.. Умозаключение из суждений с отношениями и сложных суждений.. Классическая логика высказываний и предикатов. Правдоподобные рассуждения.. Формы развития знания.. Основные типы неклассических логик. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |