Цель изучения дисциплины | Цель курса – изучить закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопос-тавлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, а также - экспери-ментальные приемы психодиагностики нарушений психических функций. Задачи курса: – изучить процесс патопсихологического исследования, усвоить различие между смежными дисциплинами, практическое значение патопсихологического материала для смежных отраслей науки; – изучить патопсихологические синдромы, уметь диагносцировать, сформировать навыки проведения патопсихологического эксперимента как основного метода патопсихологического обследования и принципы его реализации; - изучить основы патопсихологической беседы при обследовании, первичные, вторичные и третичные нарушения психической деятельности при разных патологических состояниях, - изучить взаимосвязь патопсихологического и нейропсихологического анализа в клинической психологии, – изучить методы патопсихологического исследования нарушения психических процессов и закономерности их нарушения при различных заболеваниях; – изучить закономерности распада мышления и интеллекта при различных заболеваниях, обладать навыками дифференциальной психодиагностики; – изучить закономерности распада или искажения личности, мотивов и потребностей личности при различ-ных психических расстройствах, заболеваниях; – изучить закономерности и типы нарушения темпа психического развития, причины возникновения и кор-рекционные мероприятия; – изучить патопсихологические возможности исследования основных психических заболеваний, основные принципы патопсихологической диагностики; - изучить синромальный анализ в патопсихологии, основные сочетания сохранных и нарушенных компонентов психической деятельности; - изучить основы составления патопсихологических заключений по итогам патопсихологической диагностики и определения патопсихологического синдрома. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.О.03 |
Формируемые компетенции | ПК-2 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
– о различии между смежными дисциплинами, о практическом значении патопсихологического материала для смежных отраслей науки, предмете и методе патопсихологии; - о процессе патопсихологического исследования, основах синдромального анализа патологии психической деятельности, основном методе и принципах его реализации в патопсихологии, методических приемах и средствах патопсихологической концептуализации и диагностики, - об истории патопсихологии как раздела клинической психологии, – о смысле, определении, классификации и закономерностях формирования патопсихологических синдромов как специфических патогенетически взаимообусловленных сочетаний симптомов нарушения эмоций, поведения и личности, патологии структурных единиц психической деятельности на фоне ее сохранных сторон. – о закономерностях распада мышления и интеллекта, свойств личности при различных патологических состояниях, обладать представлениями о патопсихологической дифференциальной психодиагностики; – о ведении патопсихологической беседы в структуре реализации патопсихологического эксперимента; - о структуре протоколирования и документирования диагностического материала в патопсихологическом обследовании. – Уметь:
- знать основные закономерности и типы нарушения темпа психического развития, причины возникновения и коррекционные мероприятия в патопсихологии; – уметь проводить патопсихологические исследования основных психических расстройств, знать основные принципы патопсихологической диагностики; - знать специфику закономерностей распада или искажения личности, мотивационно-потребностной сферы при различных психических расстройствах; - уметь реализовывать в соответствии с основными методологическими основами и принципами патопсихологический эксперимент на всех этапах его моделирования, подбирать адекватные методические приемы и средства, проверять возникающие в ходе обследования гипотезы о структуре патологии психической деятельности, протоколировать и документировать ход обследования и результаты диагностики; - знать инструкции, структуру протокола, материал, другие сообенности реализации арсенала папсихологических методик диагностики психических процессов, состояний и свойств личности, уметь их применять на практике в соответствии с целью и гипотезами обследования; - уметь определять по сочетанию нарушенных и сохранных сторон психической деятельности, первичных и вторичных нарушений психики пациента, знать особенности нарушения сознания (патология восприятия), нарушения памяти, мышления и речи, умственной работоспособности, аномалиях эмоционально-личностной сферы, значение и перспективы развития патопсихологии, актуальные проблемы патопсихологии; - структуру патопсихологического синдрома, составлять план коррекционных мероприятий с учетом всей констелляции нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, особенностей личности пациента; - уметь составлять патопсихологическое заключение по итогам проведенного патопсихологического обследования. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- патопсихологической концептуализации патологии психической деятельности, - навыками ведения патопсихологического обследования на всех этапах моделирования и реализации патопсихологического эксперимента при соблюдении основных принципов его осуществления, - определения структуры патологии психической деятельности и сохранных сторон психики, а также - первичных, вторичных и третичных нарушений психической деятельности при разных формах психических расстройств, - навыками диагностики и определения патопсихологических синдромов при психических расстройствах, - реализации патопсихологического эксперимента в контексте использования разных методических средств и приемов, конкретных патопсихологических методик обследования, - навыки ведения протокола, документирования патопсихологического обследования, а также - составления, написания патопсихологического заключения. |
Содержание дисциплины | Предмет и метод, практические задачи и актуальные проблемы патопсихологии. Методология патопсихологии.. Приемы и средства патопсихологической диагностики, принципы реализации патопсихологического эксперимента.. Патопсихологический анализ нарушений психической деятельности. Структура патопсихологического синдрома: динамический, операциональный, мотивационный и организационный компоненты. . Патопсихологический анализ восприятия, мышления, памяти, внимания, речи и интеллекта, эмоционально-личностной сферы. Патопсихологическое заключение.. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Windows
Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |