Цель изучения дисциплины | Цель – усвоение основных закономерностей взаимодействия техногенных источников с компонентами экосистем. Задачи: - классифицировать природные и техногенные источники по типу, мощности и масштабу негативного воздействия на окружающую среду; - основные представления о способах выражения концентраций и содержаний токсикантов в составляющих окружающей среды; - методические основы идентификации химических и иных источников негативных воздействий на экосистемы в целом и компоненты природной среды; - количественно рассчитывать химическую нагрузку от точечных и диффузных источников в экосистемах различного уровня сложности. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.В.01 |
Формируемые компетенции | ПК-4 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- основные закономерности экологии природных экосистем; - характеристики различных средств измерений параметров природной среды; - основы современных методических разработок (руководящих документов РД, методических указаний МУ в области санитарно-гигиенического мониторинга) и передовых достижений в области эко-аналитического контроля; - принципы, методы количественной оценки экологического состояния природных объектов; - специфику и механизм токсичного действия на живое вещество организмов приоритетных загрязнителей в атмосферном воздухе, водоемах(водотоках) и биогеоценозах; - принципы и методы идентификации химических источников загрязнений различных типов, а также других источников негативных воздействий на компоненты природной среды. Уметь:
- формулировать основные понятия, методы и термины экологического мониторинга; - выбрать методы и средства измерений параметров окружающей среды с целью оценки качества и контроля; - рассчитать необходимое количество и оптимальное размещение следящей аппаратуры; - нормировать результаты контрольных параметров природной среды для оценки ее состояния и прогноза; - разрабатывать элементы информационно-аналитических систем мониторинга; - использовать готовые пакеты программ, предназначенные для обработки результатов мониторинга с целью кратко-, долго-срочного прогнозирования экологической ситуации для оптимизации управленческих решений в экспертных задачах экологического контроля технических проектов; - принципы и методы проведения экологической экспертизы масштабных гидротехнический и энергетических проектов. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
расчета нагрузки химических источников в экосистемах; оценки опасности химических источников в экосистемах. |
Содержание дисциплины | Введение Предмет и задачи дисциплины . Химические источники загрязнений экосистем. Точечные и диффузные химические источники. Группы источников загрязнения окружающей среды. Основы количественных измерений в экологических оценках загрязнений водных экосистем. Точечные и диффузные источники водных экосистем. Оценка диффузного загрязнения речных систем от снеговых паводков. Идентификация источников химических загрязнений воздуха, воды и почв методами аналитической химии. Новые информационные технологии идентификации источников химических и иных загрязнений. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, лабораторные, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно) Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно) 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно) Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ;
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека; Единый образовательный портал АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=4843 |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |