Цель изучения дисциплины | Цель курса Познакомить слушателей в ходе проблемно-исторического изложения материала с историей формирования истории первобытного общества (ИПО), основными методами и задачами ИПО, а также дать представление о специфике, особенностях и закономерностях развития общества на различных этапах древнейшей истории человечества. Создать у студентов цельную картину становления и развития основных социальных и экономических структур, возникновения и эволюции духовной жизни общества. Цель практического раздела – рефлексия и углубленное изучение наиболее сложных проблем ИПО: становления дуально-родовых и семейных структур, различные типы организации социума, особенности первобытной экономики и т.п. В соответствии с указанной целью определены следующие задачи курса: • Раскрыть этапы и движущие силы антропосоциогенеза; • Проследить особенности развития производительных сил общества и взаимосвязь их с эволюцией социальных структур; • Проанализировать становление и развитие духовной жизни на различных этапах истории первобытного общества; • Выявить закономерности становления и эволюционную динамику семейно-брачных отношений; • Ознакомить с концепциями сложения на протяжении истории первобытного общества собственности (от коллективной к частной); • Дать системные представления о хозяйственно-культурных типах общества на различных этапах его развития, возникновение и эволюция производящего хозяйства; • Способствовать формированию навыков самостоятельной исследовательской работы. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.О.05 |
Формируемые компетенции | ОПК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
Основные положения истории первобытного общества и месте данной дисциплины в системе исторических наук; Основные этапы развития и историографии, научные школы и концепции ИПО; Возможности использования субдисциплин, в том числе методов и методик естественных наук при реконструкции древнейших исторических процессов; Периодизацию и хронологию ИПО; Особенности и содержание основных периодов развития общества и движущие силы антропо- и социогенеза; О проблемах и причинах эволюции социальных структур (семейно-брачных, политических, экономических и др.). Уметь:
Студент должен знать и уметь применять: • социально-гуманитарную терминологию; • анализировать и оценивать научную информацию; • теоретические основы и инструментарий (методы) историко-культурного знания в научных исследованиях; • современные теории культуры и ведущие направления современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе; • разработки культурно-образовательных программ в системе учебных учреждений и культурных центров • современные знания о мировой культуре в разработке и реализации направлений культурного туризма. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
• навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии; • владения теоретическими проблемами антропогенеза и разработок по ИПО; • применения антропологической, социально-гуманитарной и исторической терминологии; • анализа и критической оценкой тематической научной информации из литературных, цифровых и иных источников; • ведения корректной научной дискуссии и межличностного общения. |
Содержание дисциплины | История первобытного общества как наука. Историография ИПО. Начало антропосоциогенеза . Открытие и изучение ископаемых предков человека. Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов . Материальная и духовная культура раннеродового общества. Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов, высших охотников, собирателей, рыболовов . Духовная и материальная культура позднеродового общества. Распад первобытного общества. Эпоха классообразования . Социальная организация общества в эпоху классообразования . Религиозные представления в первобытном обществе. История первобытного общества как наука. Историография ИПО. Начало антропосоциогенеза . Открытие и изучение ископаемых предков человека. Раннепервобытная община охотников, собирателей и рыболовов . Материальная и духовная культура раннеродового общества. Позднепервобытная община земледельцев, скотоводов, высших охотников, собирателей, рыболовов . Духовная и материальная культура позднеродового общества. Распад первобытного общества. Эпоха классообразования . Социальная организация общества в эпоху классообразования . Религиозные представления в первобытном обществе. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Форма промежуточной аттестации | Зачет. |