Аннотация рабочей программы дисциплины
«Обществознание»

Цель изучения дисциплины Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
­ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню − развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
­ российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
­ гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
­ толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
­ готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
­ сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
­ осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
­ ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
­ умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
­ владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
­ готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
­ умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
­ умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
­ владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
­ сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
­ владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
­ владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
­ сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
­ сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
­ владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
­ сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития
Место дисциплины в учебном плане СОО.01
Формируемые компетенции
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
Знать:
Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений
Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
Уметь:
Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия
Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиям
Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике
Применять полученные знания, умения и навыки на практике
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
Содержание дисциплины Человек и общество. Духовная сфера общества. Социальные отношения. Политика. .
Виды учебной работы Лекции, практические.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)
Microsoft Windows лицензия Vista OEM; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Форма промежуточной аттестации Диф. зачет.