Цель изучения дисциплины | Цель курса: повышение гуманитарной и методологической подготовки студентов, передача студентам базовых знаний по проблемам социальной философии (сущность, структура и функционирование общества, механизмы и формы социальных изменений, принципы исторической типологии общества); формирование у них навыков философской рефлексии, развитие способности студентов к критическому осмыслению изучаемого материала. Для достижения данной цели акцент делается не только на изучении историософских трудов, но и на гуманистической сущности философско- исторических знаний, их мировоззренческом содержании. Задачи курса: - определить соотношение социальной философии с гуманитарными науками; - представить социальную философию в историческом развитии и в многообразии течений, школ, персоналий; - указать на основные характеристики человека, особенности его жизненного опыта, его активности и социальной деятельности; - выявить проблемы социальной онтологии, научить пониманию общества как целостной системы социальной реальности; - представить социальные отношения в их развитии, рассмотреть типологию социальных отношений; - рассмотреть социальное пространство и время как формы общественного бытия; - научить применять знания, полученные в рамках курса социальной философии, в анализе текстов социально-философской классики. - определить основные подходы к определению сущности и структуры общества; - выявить основы и варианты типологии контактов социальных групп; - определить основные виды социальных групп и указать их специфику; - указать основные особенности функционирования общества, механизмы воспроизводства социальной целостности, а также взаимную соотнесенность функций отдельных подсистем и сфер общества; - указать основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер; - выявить основания социокультурного взаимодействия; - указать основные подходы к определению «этноса» и «цивилизации»; - выявить основные особенности и закономерности межэтнического и межцивилизационного взаимодействия. - ознакомить студентов с этапами развития философско-исторической мысли; - дать представление о структуре современного историко-философского знания; - сформировать диалектический подход к разрешению основных историософских проблем и к главным методологическим подходам. - сформировать представление о закономерностях развития философии истории; - познакомить студентов с различными подходами в интерпретации содержания историософских категорий; - показать функции, место и роль философии истории в контексте философских дисциплин. |
---|---|
Место дисциплины в учебном плане | Б1.О.04 |
Формируемые компетенции | УК-1 | Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины |
Знать:
- о закономерностях развития философии истории; - о закономерностях развития исторического процесса; - о различных подходах в интерпретации моделей исторического развития; - об общественных отношениях и общении в рамках деятельностного социально-коммуникативного подхода; - социально-философские концепции межкультурных связей людей; - о становлении социальности и основных сферах жизни общества; - основные философско-исторические учения; - основные особенности и закономерности межэтнического и межцивилизационного взаимодействия; - основные характеристики человека, особенности его жизненного опыта, его активности и социальной деятельности; - основные подходы к определению «этноса» и «цивилизации»; - основания социокультурного взаимодействия; - становление и проблемы социальной философии; - природу социально-философского знания, его особенности и логику исторического развития; - системный характер социальной философии; - социально-философские подходы к различным мировоззренческим принципам объяснения действительности; - иметь представление об общественных отношениях и общении в рамках деятельностного социально- коммуникативного подхода; - социально-философские концепции межкультурных связей людей; - становление социальности и основные сферы жизни общества; - закономерности социальных процессов; - об основных подходах к определению сущности и структуры общества. Уметь:
- сопоставлять различные социально-философские концепции, проводить параллели; - применять полученные в процессе обучения знания; - эффективно использовать полученные знания для анализа социальных проблем современности; - выявлять основания социокультурного взаимодействия; - выявить проблемы социальной онтологии, научить пониманию общества как целостной системы социальной реальности; - выявить основы и варианты типологии контактов социальных групп; - указать основные варианты выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер; - выявить основания социокультурного взаимодействия; - определить основные виды социальных групп и указать их специфику; - выявить основные особенности и закономерности межэтнического и межцивилизационного взаимодействия; - определять природу социально-философского знания, его особенности и логику исторического развития; - определять системный характер социальной философии; - определять социально-философские подходы к различным мировоззренческим принципам объяснения действительности; -сопоставлять различные социально-философские концепции, проводить параллели; -применять полученные в процессе обучения знания; -эффективно использовать полученные знания для анализа социальных проблем современности. Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
- диалектическим подходом к разрешению основных историософских проблем, а также остальными методологическими подходами; - различными подходами в интерпретации содержания историософских категорий; - навыками выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер; - знаниями типологии контактов социальных групп; - навыками работы с первоисточниками; - навыками выявления основных особенностей и закономерностей межэтнического и межцивилизационного взаимодействия; - навыками выделения факторов, детерминирующих общественную жизнь и определяющих ее характер; - знаниями типологии контактов социальных групп; - навыками философского и научного анализа, критической рефлексии; -способностью диалектического видения процессов; - навыками обнаружения и постановки проблем социальной философии; - навыками выявления основных особенностей функционирования общества, механизмов воспроизводства социальной целостности, а также взаимной соотнесенности функций отдельных подсистем и сфер общества; - работы с первоисточниками. |
Содержание дисциплины | Сущность и структура общества. Функционирование общества. . Доминанты и детерминанты общественной жизни. . Этнические измерения истории. . Философия истории. |
Виды учебной работы | Лекции, практические, самостоятельная работа. |
Используемые информационные, инструментальные и программные средства |
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/ Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/ Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен. |