МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религиозная конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религ-1-2017
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент О.В. Меженина

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент М.В.Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Религиозная конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение (уровень магистратуры) Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 нрября 2015 г. № 1296

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение: Государственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № .

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является рассмотреть особенности конфликтогенности общества и изучить технологии разрешения конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ПК-3 способностью формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.природу социального конфликта; источники и причины его возникновения;определить функции конфликта; структуру конфликта, динамические характеристики конфликта; охарактеризовать конфликтологию как науку и учебную дисциплину;об особенностях проявления ситуаций риска, знать, когда требуется принятие решений о выходе из конфликта; определить человеческий фактор в конфликте; типичное поведение в конфликтной ситуации; особенности организационно-управленческой деятельности и применение в сфере конфликтологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.изучить подходы к определению конфликта, формирование зарубежная и отечественная школы конфликтологии; принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации; выявлять проблему типологии конфликтов, изучить конфликт как явление индивидуальной и социальной жизни; оценить современные конфликты цивилизаций; может определить человеческий фактор в конфликте; типичное поведение в конфликтной ситуации; оценить современные конфликты цивилизаций; использовать знание природы и специфики современных религиоведческих проблем, места религиоведения в культуре нашего времени, основных тенденций ее развития; находить и обрабатывать научную информацию в области конфликтологии; может сделать анализ проявления религиозного экстремизма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.готовностью к принятию ответственности за свои решения в ситуации конфликта; способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях конфликта, брать на себя всю полноту ответственности; подходами к разрешению конфликтных ситуаций, брать на себя роль третейского судьи в разрешении конфликта; решить проблему предупреждения и предотвращения конфликтов; разработать технологии разрешения конфликтов; - уметь организовывать переговоры как способ разрешения конфликтов; способен определять и оценивать основные функции и роль религии в политике, аргументировано излагать свое мнение о политических доминантах в управлении религиозными отношениями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основания конфликтологии
1.1. Методологические основания конфликтологии Лекции 1 2 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.6, Л2.5, Л2.4, Л2.8, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Конфликт как социальное явление
2.1. Особенности феномена конфликта Лекции 1 2 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.5, Л2.4, Л2.8, Л1.1, Л1.2
2.2. Особенности феномена конфликта Практические 1 12 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.5, Л2.4, Л2.8, Л1.1, Л1.2
2.3. Особенности феномена конфликта Сам. работа 1 24 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.5, Л2.4, Л2.8, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Исследования конфликтов
3.1. Методологические основы исследования конфликтов Лекции 1 2 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.5, Л2.4, Л2.8, Л1.1, Л1.2
3.2. Методологические основы исследования конфликтов Практические 1 8 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.5, Л2.4, Л2.8, Л1.1, Л1.2
3.3. Методологические основы исследования конфликтов Сам. работа 1 28 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.7, Л2.5, Л2.4, Л2.8, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Управление конфликтами
4.1. Технологии предупреждения конфликтов Лекции 1 2 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.6, Л2.7, Л2.5, Л2.4, Л2.8, Л1.1, Л1.2
4.2. Технологии предупреждения конфликтов Практические 1 8 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.6, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2
4.3. Технологии предупреждения конфликтов Сам. работа 1 29 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.6, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2
4.4. Экзамен 1 27 ОК-2, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.6, Л2.7, Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточного и итогового. Фонд включает темы семинарских занятий, вопросы к зачету. Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины.
Используемые формы текущего контроля: устный опрос; доклады.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Методы изучения и диагностики конфликтов. Конфликты в организациях. Принципы, этапы и типы прогнозирования конфликтов. Соотношение понятий «профилактика» и «предупреждение» конфликтов. Конфликтологическая традиция в разрешении конфликтов. Модель посредничества и модель арбитража в разрешении конфликта: их преимущества и недостатки. Принципы и условия успешного проведения переговорного процесса при использовании модели посредничества.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.Я. Кибанов [и др.]. Конфликтология: учебник М.: ИНФРА-М, 2012
Л1.2 под ред. В. П. Ратникова Конфликтология: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Григорьев С.И. Основы виталистской социологии XXI века: учеб. пособие для вузов М.: Гардарики, 2007
Л2.2 Т. Е. Аргентова Психология конфликта: учеб. пособие Кемерово: [Кузбассвузиздат], 2006
Л2.3 Ф.Д. Карделл Психотерапия и лидерство. : СПб.: Речь, 2008
Л2.4 Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2011
Л2.5 В. Светлов, В. Семенов Конфликтология: учеб. пособие для вузов СПб.: Питер, 2011
Л2.6 Козырев Г.И. Политическая конфликтология: учеб. пособие для вузов М.: ФОРУМ, 2011 znanium.com
Л2.7 под ред. П. А. Цыганкова Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации: учеб. пособие М.: Альфа-М, 2009
Л2.8 Хасан, Б.И., Сергоманов, П. А. Психология конфликта и переговоры: учебное пособие для вузов М.: Академия, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.koob.ru – электронная библиотека
Э2 http://lib.ru - Библиотека Максима Мошкова
Э3 Леонов Н.И., Конфликтология.pdf - сайт ФПН
Э4 Хасан Б.И. — Конструктивная психология конфликта.chm – сайт ФПН
Э5 dvo.sut.ru/libr/soirl/i119metk/1.htm - Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки....
Э6 http://www.koob.ru – электронная библиотека
Э7 http://lib.ru - Библиотека Максима Мошкова
6.3. Перечень программного обеспечения
Ноутбук с программным обеспечением для проведения презентаций (например, PowerPoint.
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные лекционные аудитории для проведения интерактивных лекций: мультимедиа-проектор, экран настенный, ноутбук с программным обеспечением для проведения презентаций (например, PowerPoint) с акустической системой.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины