МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление интеллектуальной собственностью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильОбщий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_О-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н.,доцент Акимочкина Татьяна Алексеевна

Рецензент(ы):
к.э.н.,доцент Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Управление интеллектуальной собственностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2016 протокол № 12.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., профессор Соколова Ольга Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 09.06.2017 г. № 11
Заведующий кафедрой к.э.н., профессор Соколова Ольга Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является формирование комплекса знаний студентов в области правового, экономического и организационного управления интеллектуальной собственностью организации.
Основные задачи курса:
•формирование представления об интеллектуальной собственности как об одном из основных ресурсов бизнеса;
•раскрытие экономической сущности и выявление особенностей интеллектуальной собственности как объекта хозяйственных отношений;
•освоение методов управления интеллектуальной собственностью.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.14

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- правовые нормы регулирования интеллектуальной собственности в РФ;
- экономические и организационные основы управления интеллектуальной собственностиью компании;
- состав и структуру прцесса управления объектами интеллектуальной собственности компании.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять полученные знания и находить и использовать информацию об управлении интеллектуальной собственностью;
- позиционировать объекты интеллектуальной собственности в составе имущества предприятия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. - готовить обзоры научной литературы и электронных информационно - образовательных ресурсов для профессиональной деятельности;
- применять правовые нормы при анализе объектов интеллектуальной собственности;
- моделировать процесс управления интеллектуальной собственности в компании.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовые основы управления интеллектуальной собственностью.
1.1. Интеллектуальная собственность в РФ: основные понятия, правовая охрана и правовая защита. Лекции 7 4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Интеллектуальная собственность в РФ: основные понятия, правовая охрана и правовая защита. Практические 7 6
1.3. Изучение 4 части ГК РФ Сам. работа 7 16
Раздел 2. Управление интеллектуальной собственностью в организации.
2.1. Особенности учета, инвентаризации интеллектуальной собственности. Лекции 7 4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Особенности учета, инвентаризации интеллектуальной собственности. Практические 7 8
2.3. Особенности учета, инвентаризации интеллектуальной собственности. Сам. работа 7 12
2.4. Особенности оценки стоимости интеллектуальной собственности. Лекции 7 4 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Особенности оценки стоимости интеллектуальной собственности. Практические 7 2
2.6. Особенности оценки стоимости интеллектуальной собственности. Сам. работа 7 10
2.7. Особенности оценки стоимости интеллектуальной собственности. Лекции 7 6 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.8. Особенности оценки стоимости интеллектуальной собственности. Практические 7 4
2.9. Особенности оценки стоимости интеллектуальной собственности. Сам. работа 7 12
2.10. Управление процессами передачи прав на объекты интеллектуальной собственности. Лекции 7 2 Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.11. Управление процессами передачи прав на объекты интеллектуальной собственности. Практические 7 4
2.12. Управление процессами передачи прав на объекты интеллектуальной собственности. Сам. работа 7 14

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Рынок интеллектуальной собственности в России.
2.Рынок интеллектуальной собственности за рубежом.
3.Особенности управления объектами интеллектуальной собственности в Евросоюзе.
4.Особенности управления объектами интеллектуальной собственности в Америке.
5.Особенности управления объектами интеллектуальной собственности в Японии.
6.Опыт работы по управлению интеллектуальной собственностью в крупных зарубежных фирмах.
7.Судебная практика по вопросам оспаривания исключительной собственности на объекты интеллектуальной собственности.
8.Опыт управления интеллектуальной собственностью в ведущих вузах России.
9.Опыт управления интеллектуальной собственностью в Алтайском государственном университете.
10.Формирование интеллектуального капитала в организации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Учебная дисциплина в полном объеме обеспечена необходимыми контрольно-измерительными материалами, необходимыми для оценки знаний, умений и навыков обучающихся, позволяющих установить уровень овладения компетенциями, закрепленными за дисциплиной. По результатам проведенной оценки студентами выставляется одна из следующих отметок:
- оценка «зачтено» выставляется студенту, который дал исчерпывающий и полный, развернутый ответ на вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопросов. Ответ изложен литературным языком с использованием современной терминологии по дисциплине. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа, либо с помощью преподавателя; могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки.
- оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не сумел правильно ответить на основной и дополнительные вопросы. Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь обсуждаемого вопроса практического занятия с другими объектами темы. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная, терминология по дисциплине не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г.Ф. Остапенко, В.Д. Остапенко Управление интеллектуальной собственностью : Учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 И.А. Борисенко Инновационный менеджмент: управление интеллектуальной собственностью : учебное пособие Воронеж : Воронежский государственный университет, 2003 biblioclub.ru
Л1.3 Г.И. Гумерова, Э.Ш. Шаймиева Управление интеллектуальной собственностью : Учебное пособие Казань : Познание, 2014, 12.05.2017 biblioclub.ru
Л1.4 А.Н. Сычев Защита интеллектуальной собственности и патентоведение : Учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012, 12.05.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208697
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балдин К. В. , Барышева А. В. , Макриденко Е. Л. , Передеряев И. И. Инновационный менеджмент.: Учебное пособие из университетской библиотеки online М.: Дашков и Ко, 2012
Л2.2 Халецкая, Т.М. Основы управления интеллектуальной собственностью: Пособие Минск : ТетраСистемс, , 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=111932
Л2.3 Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент : учебное пособие М. : Дашков и Ко, 2016, 11.05.2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 8. Информационно-справочный портал «Наука и инновации в регионах Рос-сии» : regions.extech.ru
Э2 7. Информационный портал «ИнфоНТР» : www.infontr.ru
Э3 6. Электронное изд. «Наука и технологии России» : www.strf.ru
Э4 5. Информационный интернет-канал «Наука и инновации» : www.rsci.ru
Э5 4. Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса «Инновации и предпринимательство» : www.innovbusiness.ru
Э6 3. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности : www.sci-innov.ru
Э7 2. Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э8 1. КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]
6.3. Перечень программного обеспечения
1. https://www.ieie.su/ – Портал ФГБУН Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. www.researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся
3. www.vernadsky.dnttm.ru – сайт всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
4.www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
5.http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
6.http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
8.Деловая библиотека ЦМТ (Центральной Международной торговли)
9.http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
10. www.vernadsky.dnttm.ru – сайт всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
11.http://lib.febras.ru/katalog.htm – Центральная научная библиотека ДВО РАН
12.http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
13.http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
14.Экономический портал: http://institutiones.com/download/books/1464-zadachi-i-testy-po-finansovoj-matematike.html
15.Административно-управленческий портал: http://www.aup.ru/
16.Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.: http://ecsocman.hse.ru/search/index.html
17.Образовательные ресурсы интернета – Экономика: http://www.alleng.ru/edu/econom5.htm
18.Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
19.Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант+, Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий используется аудиторный фонд университета, оснащенный необходимым оборудованием для проведения лекционных и практических занятий. Для самостоятельной работы и подготовки к занятиям используется компьютерный класс с выходом в Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной

дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.