Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 37 | 37 | 37 | 37 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - формирование представлений о молекулярных механизмах гормональной регуляции метаболических процессов и роли эндокринной системы в регуляции основных процессов жизнедеятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - современные методы, оборудование и аппаратуру, используемые для определения гормонов; - современные методы, оборудование и аппаратуру, используемые для определения гормонов и оценки функциональной активности эндокринных желез. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать лабораторное оборудование для определения гормонов; - эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения лабораторных и научно-исследовательских работ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками работы в биохимической лаборатории; - навыками выполнения лабораторных и научно-исследовательских работ по эндокринологии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в эндокринологию | ||||||
1.1. | Эндокринология, как наука. Предмет и методы эндокринологии. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | История развития эндокринологии. Методы изучения желез внутренней секреции. Методы определения гормонов в биологических жидкостях. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Структурно-функциональная организация эндокринной системы | ||||||
2.1. | Гипоталамо-гипофизарная система и ее роль в регуляции функций организма | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Эндокринная функция щитовидной, паращитовидных желез, тимуса и эпифиза. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Обнаружение йода в гидролизате щитовидной железы | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Эндокринная функция поджелудочной железы и надпочечников. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Качественные реакции на адреналин | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Половые железы. Эндокринная функция плаценты | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Качественные рекции на стероидные гормоны их метаболиты. | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Эндокринная функция печени, почек и сердца. Гормоны энтериновой системы. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Эндокринная функция желез внутренней секреции | Лабораторные | 5 | 8 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Структурно-функциональная организация эндокринной системы. Регуляция деятельности желез внутренней секреции и их физиологической активности. | Сам. работа | 5 | 13 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Общие представления о гормонах и гормональной регуляции обменных процессов | ||||||
3.1. | Основные свойства и классификации гормонов | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Качественные реакции на гормоны белковой природы | Лабораторные | 5 | 4 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Синтез, секреция, транспорт, периферический метаболизм и экскреция гормонов | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Современные представления о молекулярных механизмах действия гормонов | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Метаболизм и механизм действия гормонов | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Свойства, классификация, метаболизм и механизм действия гормонов. Гормональная регуляция обмена белков, жиров и углеводов | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Гормональная координация основных процессов жизнедеятельности | ||||||
4.1. | Гормональное управление процессами размножения, роста и развития. Гормоны и адаптация. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Роль соматотропного гормона, «соматомединов» и других гормонов в регуляции процессов роста. Гормональная регуляция процессов размножения. Гормоны и стресс. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Экзамен | 5 | 27 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Благосклонная Я.В., Шляхто Я.В., Бабенко А.Ю. | Эндокринология: учебник | СПб.: СпецЛит, 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Комов В.П., Шведова В.Н. | Биохимия: учеб. для вузов. | Юрайт, 2015 | 34 |
Л2.2 | Романовский В.Е. | Эндокринология для всех: Диабет. Щитовидная железа. Ожирение: | Ростов н/Д: Феникс, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.medlain.ru | |||
Э2 | www.download-book.ru | |||
Э3 | http://medkarta.com | |||
Э4 | http://www.lib.asu.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office: Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.consultant.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://www.biolib.de/ https://biomolecula.ru/ https://openlibrary.org/ http://cyberleninka.ru/ https://bioumo.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
314Л | лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В рамках курса "Эндокринология" предусмотрены следующие формы работы: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Эндокринология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал и т.д. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме устного опроса, решения ситуационных задач. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. |