МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Бобина И.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология человека

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомить студентов с физиологическими основами адаптации к внешним факторам, особенностями приспособления человека для жизни в разных средах и влиянии условий среды на здоровье человека.
Задачи:
- изучить основные факторы, определившие возможности расселения человека по земному шару
- знать особенности морфофизиологической изменчивости и экологической дифференциации вида Homo sapiens L.
- рассмотреть основные принципы функционирования и регуляции человеческого организма в различных экологических условиях и механизмы его адаптации и защиты от неблагоприятных факторов среды
- обладать навыками оценки уровня здороья по отдельным его показателям

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия и закономерности экологии человека, факторы, определяющие возможность расселения человека и показатели морфофункциональной изменчивости и экологической дифференциации человека как биологического вида;
- механизмы и экологические принципы формирования различных уровней адаптации и механизмы адаптации организма человека к конкретным климатическим условиям;
- механизмы воздействия экологических факторов на организм и пределы его устойчивости;
- основные факторы риска среды обитания человека и их роль в формировании заболеваемости населения и особенности клинических проявлений экологически обусловленных заболеваний и патологических состояний
3.2.Уметь:
3.2.1.- оценивать состояние здоровья человека и проводить эколого-гигиеническую оценку состояния рабочего места;
- руководствуясь принципами функционирования и регуляции организма, выделять особенности обитания и адаптации человека в разных климатогеографических регионах и выделить и распознать вредные антропогенные и природные факторы риска и объяснить их влияние на организм человека на разных его уровнях;
- определять факторы экологического риска;
- анализировать причины выявленных заболеваний и патологических состояний в зависимости от экологических факторов и выделять группы риска на популяционном уровне
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами оценки неблагоприятных воздействий природных и антропогенных факторов риска на здоровье населения;
- проводить комплексную оценку состояния здоровья населения и анализировать факторы его формирующие и знаниями о существующих законодательных актах и документах, регламентирующих безопасное эколого- гигиеническое состояние общественных помещений и рабочих мест;
- терминологией по вопросам изучаемой дисциплины «Экология человека» и современными подходами к снижению алиментарной чужеродной нагрузки и ее роли в формировании заболеваемости населения;
- современными приемами и методами диагностики экологически обусловленных заболеваний

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экология человека и ее связь с другими науками
1.1. Предмет и задачи экологии человека и ее связь с другими науками Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Экология человека и другие науки, изучающие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой (медицинская география, гигиена и др.). Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Здоровье – как важнейшая категория экологии человека
2.1. Индивидуальное и популяционное здоровье и методы их оценки Лекции 6 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Показатели состояния здоровья населения Лабораторные 6 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья Лабораторные 6 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Здоровье населения урбанизированных территорий. Заболеваемость населения в условиях городской среды. Генетические проблемы здоровья. Экологические аспекты заболеваний. Методы оценки влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Современные концепции оптимального функционирования окружающая среда и здоровье человека Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Взаимодействие человека со средой обитания
3.1. Физиологические основы адаптационных процессов Лекции 6 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Общие закономерности адаптивного процесса Лабораторные 6 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Адаптация и наследственность. "генетический груз" человечества. Методы увеличения эффективности адаптации. Оценка эффективности адаптационных процессов. Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Экологические аспекты хронобиологии
4.1. Общая характеристика биологических ритмов Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Экологические аспекты хронобиологии Лабораторные 6 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Биологические ритмы и среда обитания. Адаптационная перестройка биологических ритмов. Влияние гелиогеофизических факторов на биоритмы человека. Сам. работа 6 12 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Природные факторы и их воздействие на организм человека.Эндемичные заболевания
5.1. Основные природно-эндемичные заболевания и меры их профилактики Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Влияние гелиогеофизических факторов и климатических условий на организм человека Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Генотип человека и факторы окружающей среды Лабораторные 6 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
5.4. Эколого-эпидемиологические особенности эндемичных заболеваний. Эпидемии наиболее опасных инфекционных заболеваний в прошлом. Заразные болезни в России в прошлом. Эпидемиологическая ситуация в мире в наши дни. Инфекционные болезни в Росссии сегодня. Влияние эпидемий на жизнь общества. Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Адаптация к природным и климатогеографическим условиям
6.1. Особенности адаптации человека к разным климатогеографическим условиям Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Особенности обитания человека в разных климатогеографических условиям Лекции 6 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Особенности адаптации к условиям Арктики и Антарктики, высокогорья, пустынной (аридной) зоны, тропической (юмидной) зоны, морскому климату. Особенности обитания человека в условиях Арктики и Антарктики, высокогорья, пустынной (аридной) зоны, тропической (юмидной) зоны. Морской климат. Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Воздействие экстремальных условий среды на здоровье человека
7.1. Адаптация человека к экстремальным условиям среды Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Физические факторы окружающей среды Лабораторные 6 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Экстремальные условия жизнедеятельности. Факторы экологического риска. Профилактические и оздоровительные мероприятия, необходимые для жизнедеятельности в различных природных условиях. Графитация, механизмы действия ускорений. Реакция организма на невесомость. Физиологические реакции организма на избыток кислорода. проблема адаптации к авиакосмических полетов. Влияние подводных погружений. Концепция риска для здоровья человека и окружающей среды. Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Нормирование качества окружающей человека среды
8.1. Санитарно-гиеническое нормирование учебных и рабочих помещений Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
8.2. Эколого-гигиеническая оценка помещений Лабораторные 6 4 ОПК-4, ПК-14 Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
8.3. Водохозяйственные нормативы. Рыбохозяйственные нормативы. Нормирование биологических ресурсов. Нормирование при территориальной организации общества. Сам. работа 6 3 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
8.4. Экзамен 6 27 ОПК-4, ПК-14 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трифонова, Т. А. Прикладная экология человека: учебное пособие для вузов М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Прохоров Б.Б. Экология человека: учеб. для вузов М.: Академия, 2007 20
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С Гигиена и основы экологии человека: учебник для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2006
Л2.2 Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник для студ. вузов М.: Издательский центр "Академия", 2005
Л2.3 Мовчан В. Н. Экология человека: учеб. пособие для вузов СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004 25
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Бобина И.В., Соколова Г.Г. Практикум по экологии человека: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http: // www. lib.asu.ru
Э2 http: // www.biblioclub.ru
Э3 http: // www.ecolife.ru
Э4 http:// ecology-portal.ru
Э5 http://elibrary.ru
Э6 Курс в Moodle "Экология человека" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные знания для обоснованного ответа, решения задач, формулировки проблем и пр. Это письменное задание, выполняемое в течение заданного времени в аудиторных условиях работы (продолжительность выполнения от 30 минут до 2 часов). Как правило, контрольная работа предполагает наличие определенных ответов.
Тестирование обеспечивает объективность, быстроту, однозначность, технологичность оценивания и научную обоснованность результатов. Методика тестирования позволяет охватить большое количество критериев оценки и допускает компьютерную обработку данных. Тестирование проводится по определенной теме или модулю, на него отводится от 30 до 60 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 25–50 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1 балл. Перевод баллов в оценку приведен выше.
Практические занятия – это одна из разновидностей занятия, являющаяся эффективной формой учебного процесса. Они имеют выраженную специфику в зависимости от учебной дисциплины, углубляют и закрепляют теоретические знания. На этих занятиях студенты осваивают конкретные методы оценки состояния окружающей среды, учатся работать с приборами и современным оборудованием, решать задачи и экологические проблемы на видовом, популяционном и биоценотическом уровнях.
Практические занятия выполняются студентом индивидуально или малыми группами с использованием методических рекомендаций, лабораторного оборудования, лабораторной посуды и реактивов, способствуют выработке навыков и умений обращения с приборной базой, составления растворов, фиксации параметров живых организмов. В ходе работы студенты осваивают навыки обобщения, анализа и представления полученных данных, умению делать выводы и прогнозировать изменения. По итогам работы предоставляется письменный отчет.
Практические занятия удачно сочетают элементы теоретического исследования и практической работы. Выполняя практические работы, студенты лучше усваивают программный материал, так как многие определения и формулы, казавшиеся отвлеченными, становятся вполне конкретными, происходит соприкосновение теории с практикой, что в целом содействует пониманию сложных вопросов науки и становлению студентов как будущих специалистов.
Реферат – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) литературы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения. Реферат – краткое изложение научной и специальной литературы по определенной проблеме или анализ источников, цель которого – научить студента пользоваться литературой, статистическими данными, критически осмысливать теорию и практику рассматриваемых проблем, привить умение четко и логично излагать материал в письменном виде. Реферат является самостоятельной разработкой какой-либо теоретической проблемы. Реферат обязательно должен иметь характер научного исследования, направленного на самообразование и более глубокое изучение учебной дисциплины.
Выбор темы реферата осуществляется студентом самостоятельно из числа тем, предложенных преподавателем в начале семестра. Преподавателем обязательно устанавливается дата сдачи реферата. Объём реферата должен составлять 1,5–2,0 печатных листа (1 п.л.= 16 страницам печатного текста формата А4, при 14 шрифте и 1,5 межстрочном интервале). Поля страницы: левое – 3 см, верхнее и нижнее – по 2 см, правое – 1,5 см. Все страницы реферата должны быть пронумерованы.
Реферат должен иметь следующую структуру:
Введение (1–2 стр.), содержащее актуальность выбранной темы, определение цели и задач работы, краткая оценка степени изученности проблемы.
Основная часть разделяется на 2–3 главы, примерно равных по объёму. В них раскрывается поставленная проблема, при соблюдении логики в переходе от одного вопроса к другому и чёткости завершающих их выводов. При использовании документов, цифр или фактов, рисунков и схем нужно обязательно давать ссылку на источник данной информации. При оформлении реферата применяют таблицы и графики, которые должны сопровождаться анализом.
Заключение занимает 1–2 страницы и содержит основные обобщённые выводы по всему реферату.
Библиографический список составляется в алфавитном порядке и должен включать не менее 7–10 наименований.
На последнем этапе проходит защита реферата, в ходе которой студент знакомит слушателей с выбранной им проблемой, её актуальностью, даёт оценку степени изученности, кратко излагает содержание реферата и основные выводы по теме. После чего слушатели могут задать докладчику вопросы по теме реферата и должны получить на них ответы. В итоге обсуждения студенту выставляется оценка за проделанную работу. Лучшие рефераты могут быть рекомендованы для студенческих научных конференций.
Критерии оценки реферата: степень раскрытия поставленной проблемы; логика и стиль изложения; самостоятельность в подходах и выводах; количество используемых источников; оформление реферата и научного аппарата.