МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., зав. кафедрой, Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - знакомство студентов с основными понятиями экологии и закономерностями приспособлениями живых организмов к окружающей среде, типами взаимоотношений организмов друг с другом; составом, структурой и динамикой экосистем надорганизменного уровня, принципами рационального использования и охраны природных ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 способностью применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы
ОПК-14 способностью и готовностью вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы общей, системной и прикладной экологии и охраны окружающей среды;
- экологические закономерности влияния факторов на живые организмы;
- наиболее значимые глобальные и региональные экологические проблемы и готов вести по ним дискуссию;
- свободно ориентируется в экологической проблематике и природопользовании.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать теоретические знания для решения конкретных экологических задач;
- использовать современные методы анализа для оценки качества среды;
- анализировать экологически значимые проблемы;
- анализировать, обобщать и критически оценивать экологические знания, вести полноценную дискуссию по экологическим проблемам разного уровня.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами оценки экологического состояния среды;
- методами анализа и прогнозирования экологических ситуаций;
- навыками проведения дискуссии по основным экологическим проблемам;
- аргументированно и обоснованно излагает и защищает свое мнение по экологической проблеме.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экологию
1.1. История изучения, цели и задачи, основные экологические проблемы. Лекции 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Аутэкология
2.1. Закономерности действия экологических факторов. Влияние абиотических факторов на живые организмы. Лекции 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.2. Свет как экологический фактор. Вода как экологический фактор. Температура как экологический фактор. Практические 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.3. Эдафические и орографические факторы. Практические 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.4. Основные среды жизни и приспособления к ним живых организмов. Лекции 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.5. Водная, наземно-воздушная, почвенная среды обитания. Организмы как среда обитания. Практические 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
2.6. Жизненные формы живых организмов. Биологические ритмы. Сам. работа 5 8 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Демэкология
3.1. Понятие популяции. Популяционная структура вида. Лекции 5 4 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.2. Пространственная, возрастная, половая и этологическая структура популяции Практические 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.3. Жизненные стратегии. Гомеостаз и динамическое равновесие популяции. Лекции 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.4. Типы жизненных стратегий. Демографические таблицы. Устойчивость популяции. Практические 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
3.5. Виды популяций. Динамические и статистические параметры популяции. Генетическая структура популяции. Типы биотических отношений организмов. Сам. работа 5 8 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 4. Синэколгия
4.1. Видовой состав биоценозов. Пространственная структура. Лекции 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
4.2. Видовое разнообразие сообществ. Ярусность, мозаичность и синузиальность сообществ. Понятие о консорции. Практические 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
4.3. Классификация биоценозов. Биологическая продуктивность. Лекции 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
4.4. Экотопические, фитоценотические и другие типы классификаций. Практические 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
4.5. Динамика и сукцессионные изменения биоценозов Лекции 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
4.6. Суточная и сезонная изменчивость биоценозов. Разногодичные изменения. Сукцессии. Практические 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
4.7. Видовое разнообразие и видовая насыщенность биоценозов. Структураная организация биоценозов. Сам. работа 5 7 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 5. Биосфера
5.1. Круговороты веществ в биосфере. Лекции 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.2. Круговороты газообразных веществ и осадочные циклы. Практические 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.3. Учение В.И. Вернадского о биосфере Лекции 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.4. Содержание химических элементов в земной коре и живых организмах. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Практические 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.5. Демографические проблемы биосферы Лекции 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.6. Понятие демографического взрыва. Демографические концепции роста народонаселения. Практические 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.7. Типы веществ, слагающие биосферу. Роль и функции живого вещества в биосфере. Биогеохимические принципы В.И. Вернадского. Сам. работа 5 7 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
Раздел 6. Охрана окружающей среды
6.1. Принципы организации особо охраняемых природных территорий. Красные книги. Лекции 5 0 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
6.2. Виды ООПТ. Красные и зеленые книги. Практические 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
6.3. Международная деятельность в области охраны окружающей среды. Международные природоохранные организации. Лекции 5 1 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
6.4. Международная деятельность в области охраны окружающей среды. Международные природоохранные организации. Практические 5 2 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
6.5. Заповедники и национальные парки. Памятники природы, заказники, зоны покоя и другие формы охраняемых территорий. Сам. работа 5 7 ОПК-10, ОПК-14 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3
6.6. Экзамен Экзамен 5 27 Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степановских А. С. Биологическая экология. Теория и практика: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л1.2 Шилов И.А. Экология: учебник М.: Юрайт, 2011 53
Л1.3 Отто, О. В. Экология: учеб. пособие: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пономарева И.Н., Соломин В.П., Корнилова О.А., Пономарева И.Н. Общая экология: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2009
Л2.2 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Дмитриев В.В., Жиров А.И., Ласточкин А.Н. Прикладная экология: учеб. для вузов М.: Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экология 1. http://www.lib.asu.ru/
Э2 2. http://elibrary.ru
Э3 www.eco.rian.ru
Э4 www.biodat.ru,
Э5 Курс в Moodle "Экология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.