Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 28 | 28 | 28 | 28 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - ознакомление студентов с основными понятиями в системе экологического мониторинга, с видами экологического мониторинга и его организацией, овладение навыками анализа и контроля состояния компонентов природных и антропогенных экосистем. Задачи дисциплины: - изучить основные понятия, виды и принципы организации экологического мониторинга; - знать основные методы оценки состояния живых систем и окружающей среды; - уметь планировать мероприятия по организации экологического мониторинга живых систем; - обладать методами оценки последствий антропогенного воздействия на экосистемы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.06 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - методы представления и анализа получаемой информации и результатов полевых и лабораторных биологических исследований; - приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - оформлять и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований; - излагать и критически анализировать получаемую информацию. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками полевых и лабораторных биологических исследований; - навыками организации и проведения экологического мониторинга и экологической экспертизы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные понятия о мониторинге | ||||||
1.1. | Наблюдения, оценка и прогноз изменения состояния биосферы под влиянием антропогенных факторов. Объекты наблюдения. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Цели, задачи и назначение экологического мониторинга. Классификация видов экологического мониторинга (по объектам наблюдения, по характеру обобщения информации, по методам наблюдений). | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Глобальный, региональный, национальный и локальный мониторинг. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Медико-экологический, биологический, радиационный мониторинг. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Мониторинг почвенной, воздушной и водной сред обитания. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
1.6. | Фоновый мониторинг. Комплексный экологический мониторинг. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Организация и структура мониторинга состояния окружающей среды | ||||||
2.1. | Мониторинг загрязнения природной среды. Системы контроля загрязнений. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Системы автоматического мониторинга воздушной среды городов, контроля качества природных и сточных вод, радиационного загрязнения природной среды, контроля качества окружающей среды. | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Средства реализации мониторинга. | Лекции | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Разработка систем экологического мониторинга | ||||||
3.1. | Разработка систем экологического мониторинга литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и его функционирование. | Лекции | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Методы анализа и контроля компонентов окружающей среды. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Приоритетные контролируемые параметры природной среды. Измерительный комплекс, применяемый для проведения наблюдений за физическими, химическими и биологическими параметрами. | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Частота и пространственная дискретность в различных видах мониторинга. Системы наблюдений для локального, регионального и глобального мониторинга. | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Обратные связи и управление. | Сам. работа | 8 | 5 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Мониторинг состояния природных ресурсов | ||||||
4.1. | Мониторинг состояния водных ресурсов, лесного фонда, сельскохозяйственных земель, геологической среды, биологических ресурсов. Учет и рациональное использование природных ресурсов. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Концепция устойчивого развития и приоритеты рационального природопользования. Нормативные основы управления природопользованием; нормативные основы экологического проектирования. | Сам. работа | 8 | 5 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Биомониторинг в оценке качества окружающей среды. | Сам. работа | 8 | 7 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Аэрокосмический мониторинг | ||||||
5.1. | Дистанционный мониторинг. Цели и задачи. Требования к материалам аэрокосмических съемок. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Способы выявления изменений на аэрокосмических съемках. | Лабораторные | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 6. Моделирование природных процессов и антропогенного воздействия на окружающую среду | ||||||
6.1. | Информационное обеспечение и статистические методы обработки информации. | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
6.2. | Методы моделирования, информационные технологии, использование ГИС. | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
6.3. | Экологическое картографирование. | Сам. работа | 8 | 5 | ПК-2 | Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бобина И. В., Соколова Г.Г., Шарлавева Е. А. | Большой практикум по экологии Ч. 1 Экологический мониторинг воды: учебное пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Бобина И. В, Соколова Г. Г., Шарлаева Е. А. | Большой практикум по экологии Ч. 2. Экологический мониторинг состояния почв: Учебное пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. | Промышленная экология: учеб. для бакалавров | М.: Юрайт, 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тарасов В. В., Тихонова И. О., Кручинина Н. Е. | Мониторинг атмосферного воздуха: учеб. пособие для сред. проф. образования | М.: ФОРУМ, 2008 | |
Л2.2 | Ашихмина Т.Я. | Экологический мониторинг: учеб. пособие для вузов | М.: Альма Матер, 2008 | 25 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.lib.asu.ru/ | |||
Э2 | http://e.lanbook.com/ | |||
Э3 | http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э4 | http://www.biblioclub.ru/book/69812/ - Вартанов А.З., Рубан А.Д., Шкуратник В.Л. Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг. - М.: Горная книга, 2009. - 647 с. | |||
Э5 | http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=4043 - Дмитренко В.П., Сотникова Е.В., Черняев А.В. Экологический мониторинг техносферы. – СПб.: Лань, 2012. - 368 с. | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
111Л | лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) С первого занятия изучения курса студент должен иметь план занятий и учебный материал – методические указания к лабораторно-практическим занятиям и литературу из списка рекомендуемой. Отчет по практическим работам является самостоятельной и индивидуальной работой каждого студента. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы рекомендуется студентам изучать дополнительную литературу; вести конспект лекций; вести словарь терминов по учебному курсу. Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки. Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь осуществлять анализ предлагаемых региональных 12 проблем. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы. |