МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический мониторинг и экологическая экспертиза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 28 28 28 28
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н., зав. кафедрой, Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Экологический мониторинг и экологическая экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомление студентов с основными понятиями в системе экологического мониторинга, с видами экологического мониторинга и его организацией, овладение навыками анализа и контроля состояния компонентов природных и антропогенных экосистем.
Задачи дисциплины:
- изучить основные понятия, виды и принципы организации экологического мониторинга;
- знать основные методы оценки состояния живых систем и окружающей среды;
- уметь планировать мероприятия по организации экологического мониторинга живых систем;
- обладать методами оценки последствий антропогенного воздействия на экосистемы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы представления и анализа получаемой информации и результатов полевых и лабораторных биологических исследований;
- приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок.
3.2.Уметь:
3.2.1.- оформлять и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований;
- излагать и критически анализировать получаемую информацию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками полевых и лабораторных биологических исследований;
- навыками организации и проведения экологического мониторинга и экологической экспертизы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия о мониторинге
1.1. Наблюдения, оценка и прогноз изменения состояния биосферы под влиянием антропогенных факторов. Объекты наблюдения. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Цели, задачи и назначение экологического мониторинга. Классификация видов экологического мониторинга (по объектам наблюдения, по характеру обобщения информации, по методам наблюдений). Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Глобальный, региональный, национальный и локальный мониторинг. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Медико-экологический, биологический, радиационный мониторинг. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Мониторинг почвенной, воздушной и водной сред обитания. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Фоновый мониторинг. Комплексный экологический мониторинг. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Организация и структура мониторинга состояния окружающей среды
2.1. Мониторинг загрязнения природной среды. Системы контроля загрязнений. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Системы автоматического мониторинга воздушной среды городов, контроля качества природных и сточных вод, радиационного загрязнения природной среды, контроля качества окружающей среды. Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Средства реализации мониторинга. Лекции 8 4 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Разработка систем экологического мониторинга
3.1. Разработка систем экологического мониторинга литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и его функционирование. Лекции 8 4 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Методы анализа и контроля компонентов окружающей среды. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Приоритетные контролируемые параметры природной среды. Измерительный комплекс, применяемый для проведения наблюдений за физическими, химическими и биологическими параметрами. Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.4. Частота и пространственная дискретность в различных видах мониторинга. Системы наблюдений для локального, регионального и глобального мониторинга. Сам. работа 8 6 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.5. Обратные связи и управление. Сам. работа 8 5 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Мониторинг состояния природных ресурсов
4.1. Мониторинг состояния водных ресурсов, лесного фонда, сельскохозяйственных земель, геологической среды, биологических ресурсов. Учет и рациональное использование природных ресурсов. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Концепция устойчивого развития и приоритеты рационального природопользования. Нормативные основы управления природопользованием; нормативные основы экологического проектирования. Сам. работа 8 5 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Биомониторинг в оценке качества окружающей среды. Сам. работа 8 7 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Аэрокосмический мониторинг
5.1. Дистанционный мониторинг. Цели и задачи. Требования к материалам аэрокосмических съемок. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Способы выявления изменений на аэрокосмических съемках. Лабораторные 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Моделирование природных процессов и антропогенного воздействия на окружающую среду
6.1. Информационное обеспечение и статистические методы обработки информации. Лекции 8 2 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Методы моделирования, информационные технологии, использование ГИС. Лабораторные 8 4 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.3. Экологическое картографирование. Сам. работа 8 5 ПК-2 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бобина И. В., Соколова Г.Г., Шарлавева Е. А. Большой практикум по экологии Ч. 1 Экологический мониторинг воды: учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.2 Бобина И. В, Соколова Г. Г., Шарлаева Е. А. Большой практикум по экологии Ч. 2. Экологический мониторинг состояния почв: Учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.3 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тарасов В. В., Тихонова И. О., Кручинина Н. Е. Мониторинг атмосферного воздуха: учеб. пособие для сред. проф. образования М.: ФОРУМ, 2008
Л2.2 Ашихмина Т.Я. Экологический мониторинг: учеб. пособие для вузов М.: Альма Матер, 2008 25
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru/
Э2 http://e.lanbook.com/
Э3 http://www.biblioclub.ru/
Э4 http://www.biblioclub.ru/book/69812/ - Вартанов А.З., Рубан А.Д., Шкуратник В.Л. Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг. - М.: Горная книга, 2009. - 647 с.
Э5 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=4043 - Дмитренко В.П., Сотникова Е.В., Черняев А.В. Экологический мониторинг техносферы. – СПб.: Лань, 2012. - 368 с.
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
С первого занятия изучения курса студент должен иметь план занятий и учебный
материал – методические указания к лабораторно-практическим занятиям и литературу из
списка рекомендуемой.
Отчет по практическим работам является самостоятельной и индивидуальной
работой каждого студента.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы
рекомендуется студентам изучать дополнительную литературу; вести конспект лекций;
вести словарь терминов по учебному курсу.
Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые
определения, использовать данные современной науки. Студенту необходимо
устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ предлагаемых региональных
12
проблем. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные
выводы.