МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическая эпидемиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологическая эпидемиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - познакомить студентов с теоретическими основами и прикладными аспектами взаимодействия человека с окружающей средой, показать влияние различных факторов среды на здоровье и благополучие населения и отдельных лиц.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- условия возникновения и распространения эпидемического процесса;
- причины и факторы риска различных заболеваний;
- теоретические основы о существовании биогеохимических эндемий;
- биогеохимические эндемические заболевания. причины их возникновения и меры профилактики.
3.2.Уметь:
3.2.1.- ориентироваться в последствиях влияния химических веществ и физических факторов на организм человека;
- характеризовать последствия влияния различных факторов среды на здоровье и благополучие человека;
- приводить примеры биогеохимических эндемий;
- характеризовать разнообразные биогеохимические эндемии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть знаниями об основных направлениях эколого-эпидемиологических исследований, о методологии оценки риска, а также показателях здоровья, используемых в эколого-эпидемиологических исследованиях;
- навыками выполнения эколого-эпидемиологических исследований и оценки риска;
- знаниями в области геохимии окружающей среды для характеристики биогеохимических эндемий;
- знаниями в области геохимии окружающей среды для прогнозирования существования эндемий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экологическую эпидемиологию. Эпидемиология инфекционных заболеваний.
1.1. Введение в экологическую эпидемиологию: история формирования и предмет исследований экологической эпидемиологии. Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Инфекционные заболевания. Учение об эпидемиологическом процессе. Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Эндемичные и природно-очаговые болезни Лекции 6 1 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.4. Эпидемиология инфекционных и паразитарных заболеваний. Эндемичные и природно-очаговые болезни Практические 6 2 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.5. Становление санитарной эпидемиологии. Инфекционные заболевания: источники, пути передачи инфекционных заболеваний, факторы неспецифической и специфической резистентности организмов. Организмы переносчики возбудителей заболеваний. Очаг инфекционного заболевания. Понятие эпидемии и пандемии.Меры борьбы с эпидемиями. Эндемичные и природно-очаговые болезни. Сам. работа 6 10 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основные методы экологической эпидемиологии и оценки риска.
2.1. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Основные направления эколого-эпидемиологических работ. Лекции 6 1 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Методы оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Биомониторинг. Лекции 6 1 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Оценка риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения Лекции 6 1 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.4. Основные методы экологической эпидемиологии. Понятия риск для здоровья и экологический риск. Управление риском.Международные и национальные программы в области экологической эпидемиологии. Сам. работа 6 9 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Взаимосвязь человека с окружающей средой.
3.1. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях. Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.2. Окружающая среда и здоровье человека Практические 6 2 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.3. Факторы среды, участвующие в формировании здоровья человека. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Основные направления эколого-эпидемиологических работ. Роль факторов окружающей среды в развитии злокачественных новообразований; факторы окружающей среды и репродуктивное здоровье, особенности воздействия неблагоприятных факторов среды на состояние здоровья детского населения. Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.4. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.5. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения Практические 6 6 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.6. Основные химические вещества, влияющие на здоровье человека. Тяжелые металлы и стойкие органические растворители. Диоксины. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения.Экологические заболевания. Сам. работа 6 4 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.7. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека физических факторов окружающей среды (вибрация, шум. ЭМП) Лекции 6 4 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.8. Метеорологические условия, как комплекс физических факторов окружающей среды, действующих на человека Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-18 Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.9. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека физических факторов окружающей среды Практические 6 6 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.10. Медико-биологические особенности воздействия на организм человека вибрации, шума, инфразвука, ультразвука, электромагнитных полей и излучений. Изменение климата как фактор риска для здоровья населения. Производственный микроклимат: нагревающий, охлаждающий. Сам. работа 6 6 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.11. Эпидемиологические аспекты урбанизации Практические 6 4 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.12. Эпидемиологические аспекты урбанизации: городская среда и здоровье населения. Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Основы гигиенического нормирования.
4.1. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения Практические 6 4 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.3. Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения. Нормативные документы, реголаментирующие качество окружающей среды. Сам. работа 6 2 ОПК-4, ПК-18 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лузянин С.Л. Экологическая эпидемиология и токсикология:практикум: учеб. пособие Кемерово, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Ревич Б. А. , Авалиани С. А., Тихонова Г. И. Экологическая эпидемиология: учебник для вузов М. : Академия, 2004
Л1.3 Занько Н. Г., Ретнев В. М. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: учебник для вузов М.: Академия, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: учебник для вузов М.: Дрофа, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.medlain.ru
Э2 www.medsite.net.ru
Э3 www.medbook.net.ru
Э4 www.medlit.ru/medrus/gigien.htm
Э5 http://www.fcgsen.ru/27/spr_infor.htm
Э6 http://lib.susu.ac.ru/
Э7 Курс в Moodle "Экологическая эпидемиология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В основу данного курса положены современные представления об основных направлениях эпидемиологических исследований, об особенностях течения эпидемического процесса, факторах способствующих возникновению и распространению различных инфекционных и неинфекционных заболеваний. В рамках курса рассматриваются основные методы эколого-эпидемиологических исследований и оценки риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения; особенности взаимодействия человека с окружающей средой, основы гигиенического нормирования факторов, воздействующих на здоровье человека.
Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов.Текущий контроль знаний по дисциплине осуществляется на практических занятиях в форме письменных контрольных работ, устных опросов, практических заданий. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.