Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Профиль | Экология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 37 | 37 | 37 | 37 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - познакомить студентов с теоретическими основами и прикладными аспектами взаимодействия человека с окружающей средой, показать влияние различных факторов среды на здоровье и благополучие населения и отдельных лиц. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-4 | владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды |
ПК-18 | владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - условия возникновения и распространения эпидемического процесса; - причины и факторы риска различных заболеваний; - теоретические основы о существовании биогеохимических эндемий; - биогеохимические эндемические заболевания. причины их возникновения и меры профилактики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - ориентироваться в последствиях влияния химических веществ и физических факторов на организм человека; - характеризовать последствия влияния различных факторов среды на здоровье и благополучие человека; - приводить примеры биогеохимических эндемий; - характеризовать разнообразные биогеохимические эндемии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - владеть знаниями об основных направлениях эколого-эпидемиологических исследований, о методологии оценки риска, а также показателях здоровья, используемых в эколого-эпидемиологических исследованиях; - навыками выполнения эколого-эпидемиологических исследований и оценки риска; - знаниями в области геохимии окружающей среды для характеристики биогеохимических эндемий; - знаниями в области геохимии окружающей среды для прогнозирования существования эндемий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в экологическую эпидемиологию. Эпидемиология инфекционных заболеваний. | ||||||
1.1. | Введение в экологическую эпидемиологию: история формирования и предмет исследований экологической эпидемиологии. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Инфекционные заболевания. Учение об эпидемиологическом процессе. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Эндемичные и природно-очаговые болезни | Лекции | 6 | 1 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Эпидемиология инфекционных и паразитарных заболеваний. Эндемичные и природно-очаговые болезни | Практические | 6 | 2 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Становление санитарной эпидемиологии. Инфекционные заболевания: источники, пути передачи инфекционных заболеваний, факторы неспецифической и специфической резистентности организмов. Организмы переносчики возбудителей заболеваний. Очаг инфекционного заболевания. Понятие эпидемии и пандемии.Меры борьбы с эпидемиями. Эндемичные и природно-очаговые болезни. | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Основные методы экологической эпидемиологии и оценки риска. | ||||||
2.1. | Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Основные направления эколого-эпидемиологических работ. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Методы оценки воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье населения. Биомониторинг. | Лекции | 6 | 1 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Оценка риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения | Лекции | 6 | 1 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Основные методы экологической эпидемиологии. Понятия риск для здоровья и экологический риск. Управление риском.Международные и национальные программы в области экологической эпидемиологии. | Сам. работа | 6 | 9 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Взаимосвязь человека с окружающей средой. | ||||||
3.1. | Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Окружающая среда и здоровье человека | Практические | 6 | 2 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Факторы среды, участвующие в формировании здоровья человека. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Основные направления эколого-эпидемиологических работ. Роль факторов окружающей среды в развитии злокачественных новообразований; факторы окружающей среды и репродуктивное здоровье, особенности воздействия неблагоприятных факторов среды на состояние здоровья детского населения. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения | Практические | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Основные химические вещества, влияющие на здоровье человека. Тяжелые металлы и стойкие органические растворители. Диоксины. Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье населения.Экологические заболевания. | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Медико-биологические особенности воздействия на организм человека физических факторов окружающей среды (вибрация, шум. ЭМП) | Лекции | 6 | 4 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Метеорологические условия, как комплекс физических факторов окружающей среды, действующих на человека | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.9. | Медико-биологические особенности воздействия на организм человека физических факторов окружающей среды | Практические | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.10. | Медико-биологические особенности воздействия на организм человека вибрации, шума, инфразвука, ультразвука, электромагнитных полей и излучений. Изменение климата как фактор риска для здоровья населения. Производственный микроклимат: нагревающий, охлаждающий. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.11. | Эпидемиологические аспекты урбанизации | Практические | 6 | 4 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.12. | Эпидемиологические аспекты урбанизации: городская среда и здоровье населения. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Основы гигиенического нормирования. | ||||||
4.1. | Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения | Лекции | 6 | 2 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения | Практические | 6 | 4 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды, воздействующих на здоровье населения. Нормативные документы, реголаментирующие качество окружающей среды. | Сам. работа | 6 | 2 | ОПК-4, ПК-18 | Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лузянин С.Л. | Экологическая эпидемиология и токсикология:практикум: учеб. пособие | Кемерово, 2014 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Ревич Б. А. , Авалиани С. А., Тихонова Г. И. | Экологическая эпидемиология: учебник для вузов | М. : Академия, 2004 | |
Л1.3 | Занько Н. Г., Ретнев В. М. | Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: учебник для вузов | М.: Академия, 2004 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. | Экология: учебник для вузов | М.: Дрофа, 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.medlain.ru | |||
Э2 | www.medsite.net.ru | |||
Э3 | www.medbook.net.ru | |||
Э4 | www.medlit.ru/medrus/gigien.htm | |||
Э5 | http://www.fcgsen.ru/27/spr_infor.htm | |||
Э6 | http://lib.susu.ac.ru/ | |||
Э7 | Курс в Moodle "Экологическая эпидемиология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
111Л | лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В основу данного курса положены современные представления об основных направлениях эпидемиологических исследований, об особенностях течения эпидемического процесса, факторах способствующих возникновению и распространению различных инфекционных и неинфекционных заболеваний. В рамках курса рассматриваются основные методы эколого-эпидемиологических исследований и оценки риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения; особенности взаимодействия человека с окружающей средой, основы гигиенического нормирования факторов, воздействующих на здоровье человека. Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов.Текущий контроль знаний по дисциплине осуществляется на практических занятиях в форме письменных контрольных работ, устных опросов, практических заданий. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. |