МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическая экспертиза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Нефедьев П.С.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологическая экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплтины - повышение грамотности специалистов в области охраны оружающей среды и рационального природопользования; формирование знаний экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации; выработка навыков использования методов и принципов оценки воздействия на окружающую среду и проведение государственной и общественной экологической
экспертизы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методологическую базу экологического мониторинга;
- терминологию, используемую при подготовке и проведении ОВОС;
- теоретические основы нормирования и снижения загрязнения ОС;
- основные стадии и этапы проведения экологического аудита, контроля за соблюдением экологических требований;
- общий порядок проведения экологической экспертизы;
- теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития;
- закономерности геохимических и геофизических изменений территории под влиянием антропогенной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять знания методологии экологического мониторинга;
- работать с документацией в области осуществления экологического аудита контроля за соблюдением экологических требований;
- использовать методы нормирования и снижения загрязнения ОС;
- анализировать законодательные требования в области государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
- оценивать влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- оценивать устойчивое развитие территориальных комплексов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения методологии экологического мониторинга;
- обладать навыками планирования оценки воздействия планируемых сооружений и иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- навыками применения методов нормирования и снижения загрязнения ОС;
- навыками анализа результатов экологической экспертизы и разработки рекомендаций по сохранению природной среды;
- навыками планирования мероприятий по рациональному природопользованию и устойчивому развитию;
- методами оценки и экспертизы природных и территориальных комплексов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организационные основы государственного управления в сфере охраны окружающей среды
1.1. Основные определения и понятия. Цели и задачи курса, его структура. Краткий исторический обзор методов проектирования в России и за рубежом. Лекции 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Специальные природоохранные органы Российской Федерации Практические 4 4 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Система органов государственного управления в области охраны окружающей среды Сам. работа 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Цели и задачи геоэкологического обоснования проектов. Правовые основы геоэкологического обоснования проектирования. Обеспеченность нормативной и методической литературой. Лекции 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Законодательная база Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Практические 4 4 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Научно-методические вопросы экологического обоснования региональных и отраслевых плановых и проектных материалов. Примеры разнообразия в постановке, содержании, формах отчетности и источниках финансирования работ по научному обоснованию проектной деятельности в области геоэкологии. Сам. работа 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Экологическое обоснование в проектной градостроительной документации: виды, формы и содержание. Генеральные планы городов, районов и иных поселений. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Геоэкологические проблемы инженерного обеспечения городов и их частей: водоснабжение, водоотведение, твердые отходы и их утилизация, выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод в водоемы и т.д. Понятие о ПДВ и ПДС, временных нормах этих величин, методах расчетов и порядке их утверждения. Сам. работа 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДЫ
3.1. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных нормативов и опыта ОВОС. Инструктивная и нормативная базы ОВОС. Особенности отраслевых ОВОС. Оценка влияния хозяйства на природу (воздействия–изменения–последствия). Лекции 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Методы и средства оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Методика оценки интенсивности техногенных нагрузок на природную среду. Интегральные показатели техногенных воздействий на ландшафт. Модуль техногенного давления. Оценка промышленной освоенности, отходности отраслей промышленности, их экологической опасности для человека и ландшафта. Принципы районирования территории по интенсивности техногенных нагрузок на природную среду. Районирование территории по сложности и остроте экологической обстановки. Сам. работа 4 4 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Стадии и этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Геоэкологическое обоснование лицензий на природопользование. Методы частного (отраслевого) и комплексного физико-географического прогноза воздействия на природу. Примеры лицензирования и экологического обоснования добычи полезных ископаемых, минеральных и питьевых вод. Сам. работа 4 12 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ И ЗАЩИТНЫХ ОБЪЕКТОВ
4.1. Содержание ТЭО и проектов мероприятий по охране, защите, реабилитации и мелиорации природной среды и ландшафтов. Опыт составления ТЭО и проектов экомониторинга городов, промышленных зон и комбинатов. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты. Лекции 4 4 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Проектирование заповедников, национальных парков, заказников, лесопарков, рекреационных объектов. Геоэкологические обоснование санитарных и водоохранных зон, природных и техногенных условий. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов: полигонов захоронения твердых (бытовых и промышленных) отходов, мусороперерабатывающих заводов с различными технологиями, установок сжигания токсичных и медицинских отходов, полигонов подземного захоронения промстоков, очистных сооружений промстоков, устройств обезвреживания и депонирования осадков сточных вод, комплексов управления отходами, биоинженерных сооружений и пр. Сам. работа 4 14 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
5.1. Процедура экспертизы. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Цель и задачи, объекты и субъекты, принципы и критерии. Виды экологических экспертиз, их задачи и функции. Лекции 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.3. Проектирование и экспертиза. Геоэкологические принципы проектирования и экспертизы, их взаимосвязь. Сам. работа 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.4. Оценка опасности химических веществ. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.5. Законодательные требования в области экологической экспертизы. Сам. работа 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.6. Нормативная и методическая основа нормирования и оценки качества окружающей среды. Природоохранные нормы и правила, стандарты качества природной среды, экологические нормативы. Лекции 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.7. Методы экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.8. Общественная экологическая экспертиза. Положение об экстренной комиссии. Сам. работа 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.9. Ответственность за невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.10. Финансирование государственной и общественной экологической экспертизы. Сам. работа 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.К. Донченко [и др.], под ред. В.М. Питулько Экологическая экспертиза: учебное пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Отто Ольга Витальевна Экология: Учебное пособие Барнаул: издательство АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Шамраев, А.В. Экологический мониторинг и экспертиза : учебное пособие Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270263
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Ф. Комарова, Ю. С. Лазуткина Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза: Учебное пособие Изд-во Фонда Алтай 21 век, 2005
Л2.2 Питулько В.М. Экологическая экспертиза: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2006
Л2.3 В.М. Питулько Экологическая экспертиза: учебное пособие для вузов Академия, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.consultant.ru/
Э2 http://www.garant.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу;
3. вести словарь терминов по учебному курсу.

Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.

Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.

Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.