МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическая экспертиза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Нефедьев П.С.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологическая экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплтины - повышение грамотности специалистов в области охраны оружающей среды и рационального природопользования; формирование знаний экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации; выработка навыков использования методов и принципов оценки воздействия на окружающую среду и проведение государственной и общественной экологической
экспертизы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методологическую базу экологического мониторинга;
- терминологию, используемую при подготовке и проведении ОВОС;
- теоретические основы нормирования и снижения загрязнения ОС;
- основные стадии и этапы проведения экологического аудита, контроля за соблюдением экологических требований;
- общий порядок проведения экологической экспертизы;
- теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития;
- закономерности геохимических и геофизических изменений территории под влиянием антропогенной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять знания методологии экологического мониторинга;
- работать с документацией в области осуществления экологического аудита контроля за соблюдением экологических требований;
- использовать методы нормирования и снижения загрязнения ОС;
- анализировать законодательные требования в области государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
- оценивать влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- оценивать устойчивое развитие территориальных комплексов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения методологии экологического мониторинга;
- обладать навыками планирования оценки воздействия планируемых сооружений и иных форм хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- навыками применения методов нормирования и снижения загрязнения ОС;
- навыками анализа результатов экологической экспертизы и разработки рекомендаций по сохранению природной среды;
- навыками планирования мероприятий по рациональному природопользованию и устойчивому развитию;
- методами оценки и экспертизы природных и территориальных комплексов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организационные основы государственного управления в сфере охраны окружающей среды
1.1. Основные определения и понятия. Цели и задачи курса, его структура. Краткий исторический обзор методов проектирования в России и за рубежом. Лекции 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Специальные природоохранные органы Российской Федерации Практические 4 4 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Система органов государственного управления в области охраны окружающей среды Сам. работа 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Цели и задачи геоэкологического обоснования проектов. Правовые основы геоэкологического обоснования проектирования. Обеспеченность нормативной и методической литературой. Лекции 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Законодательная база Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Практические 4 4 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Научно-методические вопросы экологического обоснования региональных и отраслевых плановых и проектных материалов. Примеры разнообразия в постановке, содержании, формах отчетности и источниках финансирования работ по научному обоснованию проектной деятельности в области геоэкологии. Сам. работа 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Экологическое обоснование в проектной градостроительной документации: виды, формы и содержание. Генеральные планы городов, районов и иных поселений. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.5. Геоэкологические проблемы инженерного обеспечения городов и их частей: водоснабжение, водоотведение, твердые отходы и их утилизация, выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод в водоемы и т.д. Понятие о ПДВ и ПДС, временных нормах этих величин, методах расчетов и порядке их утверждения. Сам. работа 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДЫ
3.1. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных нормативов и опыта ОВОС. Инструктивная и нормативная базы ОВОС. Особенности отраслевых ОВОС. Оценка влияния хозяйства на природу (воздействия–изменения–последствия). Лекции 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Методы и средства оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.3. Методика оценки интенсивности техногенных нагрузок на природную среду. Интегральные показатели техногенных воздействий на ландшафт. Модуль техногенного давления. Оценка промышленной освоенности, отходности отраслей промышленности, их экологической опасности для человека и ландшафта. Принципы районирования территории по интенсивности техногенных нагрузок на природную среду. Районирование территории по сложности и остроте экологической обстановки. Сам. работа 4 4 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.4. Стадии и этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.5. Геоэкологическое обоснование лицензий на природопользование. Методы частного (отраслевого) и комплексного физико-географического прогноза воздействия на природу. Примеры лицензирования и экологического обоснования добычи полезных ископаемых, минеральных и питьевых вод. Сам. работа 4 12 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ И ЗАЩИТНЫХ ОБЪЕКТОВ
4.1. Содержание ТЭО и проектов мероприятий по охране, защите, реабилитации и мелиорации природной среды и ландшафтов. Опыт составления ТЭО и проектов экомониторинга городов, промышленных зон и комбинатов. Проблемы мониторинга: технологические и экологические аспекты. Лекции 4 4 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Проектирование заповедников, национальных парков, заказников, лесопарков, рекреационных объектов. Геоэкологические обоснование санитарных и водоохранных зон, природных и техногенных условий. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Проектирование и экологическое обоснование природозащитных объектов: полигонов захоронения твердых (бытовых и промышленных) отходов, мусороперерабатывающих заводов с различными технологиями, установок сжигания токсичных и медицинских отходов, полигонов подземного захоронения промстоков, очистных сооружений промстоков, устройств обезвреживания и депонирования осадков сточных вод, комплексов управления отходами, биоинженерных сооружений и пр. Сам. работа 4 14 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
5.1. Процедура экспертизы. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Цель и задачи, объекты и субъекты, принципы и критерии. Виды экологических экспертиз, их задачи и функции. Лекции 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.3. Проектирование и экспертиза. Геоэкологические принципы проектирования и экспертизы, их взаимосвязь. Сам. работа 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.4. Оценка опасности химических веществ. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.5. Законодательные требования в области экологической экспертизы. Сам. работа 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.6. Нормативная и методическая основа нормирования и оценки качества окружающей среды. Природоохранные нормы и правила, стандарты качества природной среды, экологические нормативы. Лекции 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.7. Методы экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.8. Общественная экологическая экспертиза. Положение об экстренной комиссии. Сам. работа 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.9. Ответственность за невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы. Практические 4 1 ОПК-8, ПК-18 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.10. Финансирование государственной и общественной экологической экспертизы. Сам. работа 4 2 ОПК-8, ПК-18 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.К. Донченко [и др.], под ред. В.М. Питулько Экологическая экспертиза: учебное пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Отто Ольга Витальевна Экология: Учебное пособие Барнаул: издательство АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Шамраев, А.В. Экологический мониторинг и экспертиза : учебное пособие Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2014 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270263
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Ф. Комарова, Ю. С. Лазуткина Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза: Учебное пособие Изд-во Фонда Алтай 21 век, 2005
Л2.2 Питулько В.М. Экологическая экспертиза: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2006
Л2.3 В.М. Питулько Экологическая экспертиза: учебное пособие для вузов Академия, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.consultant.ru/
Э2 http://www.garant.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу;
3. вести словарь терминов по учебному курсу.

Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.

Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.

Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.