МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическая физиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Бобина И.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологическая физиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - сформировать у студентов представление о физиологических основах функционирования организма человека, как целостной системы с учетом взаимодействия с окружающей средой
Задачи дисциплины:
- изучить особенности строения и функционирования отдельных систем организма;
- знать механизмы регуляции, управления и интеграции физиологических систем организма, обеспечивающих гомеостаз в различных экологических условиях;
- иметь представление об экологических принципах формирования различных уровней адаптаций

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности строения и функционирования организма;
- механизмы регуляции физиологических систем при разных потребностях среды;
- новые трактовки ряда прежде известных, а также новых фактов, в частности связи нервной регуляции с эндокринной регуляцией в свете последних данных о нейроэндокринной функции и нейросекреции;
- особенности функционирования организма человека в разных климатических условиях;
- механизмы поддержания гомеостаза в разных климатических условиях
3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить оценку функционального состояния организма человека и объяснять механизмы регуляции, управления и интеграции физиологических систем организма в зависимости от потребностей организма в определенных условиях среды;
- уметь объяснять координации и интеграции систем организма в зависимости от потребностей организма, живущего в определенных условиях среды свете последних данных о нейроэндокринной функции и нейросекреции;
- выявлять особенности функционирования организма в разных климатических условиях;
- анализировать особенности функционирования организма в разных климатических условиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами оценки функционального состояния организма человека;
- методами оценки напряженности физиологических систем в зависимости от потребностей среды и навыками оценки физиологических систем организма с учетом последних достижений науки в области изучения нейрогуморальной регуляции организма, а также использовать межпредметные связи при объяснении тех или иных процессов;
- навыками сбора и структурирования информации об особенностях существования организма в разных условиях;
- навыками оценки функционирования организма человека в разных климатических условиях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие закономерности экологической физиологии и основные физиологические понятия
1.1. Общие физиологические понятия Понятие физиологической и функциональной системы. Надежность физиологических и функциональных систем. Основные свойства организма. Сам. работа 5 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат
2.1. Особенности строения и функционирования опорно-двигательного аппарата Лекции 5 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Исследование функционального состояния мышечной системы человека Лабораторные 5 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Гиподинамия и экологические предпосылки ее развития в современном техногенном обществе. Акселерация. Экологические предпосылки акселерации. Сам. работа 5 6 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Физиология крови
3.1. Кровь как внутренняя среда организма Лекции 5 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Экологические адаптации форменных элементов крови и гемоглобина. Иммунитет. Виды иммунитета. Сам. работа 5 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Физиология кровообращения
4.1. Особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Определение длительности сердечного цикла у человека по пульсу. Глазосердечный рефлекс. Дыхательно-сердечный рефлекс Геринга Лабораторные 5 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Общее представление о системе кровообращения. Функции системы кровообращения. Строение сердца. Работа сердца. Регуляция работы сердца. Строение сосудистой системы. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Регуляция сосудистого тонуса. Сам. работа 5 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Физиология дыхания
5.1. Особенности строения и функционирования системы дыхания Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Исследование функций внешнего дыхания Лабораторные 5 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Дыхание. Значение дыхания для жизни. Строение органов дыхания. Внешнее дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Дыхательные объемы. Внутриплевральное и внутрилегочное давление. Газообмен в легких и тканях. Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания. Функциональная система внешнего дыхания. Понятие гипоксии. Дыхание в разных условиях. Сам. работа 5 6 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Физиология пищеварения
6.1. Особенности строения и функционирования системы пищеварения Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Строение органов и желез пищеварительной системы. Общие представления о пищеварении. Виды пищеварения. Функции пищеварения. Питательные вещества. Пищеварение в полости рта. Пищеварение в желудке. Пищеварение в тонкой кишке. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Пищеварение в толстой кишке. Всасывание. Функциональная система поддержания постоянства питательных веществ крови. Регуляция пищеварения. Сам. работа 5 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Обмен веществ и энергии. Питание
7.1. Общее представление об обмене веществ и энергии. Особенности обмена белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Регуляция обмена веществ. этапы энергетического обмена. Понятие питания. Сбалансированный рацион. Энергетическая и экологическая оценка продуктов питания Сам. работа 5 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Определение должного основного обмена разными способами Лабораторные 5 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Особенности обмена веществ и энергии и питания Лекции 5 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Выделение. Физиология почек
8.1. Особенности строения и функционирования выделительной системы Лекции 5 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
8.2. Исследование функциональной мобильности потовых желез Лабораторные 5 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
8.3. Строение и функции почек. Регуляция деятельности почек. Количество и состав мочи. Механизмы мочеобразования. Выведение мочи. Потообразование. Сам. работа 5 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 9. Физиология эндокринной системы
9.1. Эндокринная система и ее роль в регуляции функций организма Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
9.2. Анкетный метод выявления лиц с высокой вероятностью заболевания сахарным диабетом Лабораторные 5 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
9.3. Современные представления о гормонах и механизмах их действия. Особенности строения и функции желез внутренней секреции. Системы эндокринной регуляции. Регуляция функций желез внутренней секреции. Экологические адаптации эндокринной системы организма. Сам. работа 5 6 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 10. Терморегуляция
10.1. Система терморегуляции и особенности поддержания постоянной температуры тела в разных условиях среды Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
10.2. Исследования температуры тела при физической нагрузке Лабораторные 5 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
10.3. Температура тела и тепловой баланс. Химическая терморегуляция. Физическая терморегуляция. Система терморегуляции. Рефлекторный и гуморальный механизмы терморегуляции. Терморегуляция при изменениях температуры внешний среды. Адаптация к длительным изменениям температуры. Гипотермия и гипертермия. Лихорадка. Сам. работа 5 6 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 11. Общая физиология нервной системы
11.1. Общий план строения и функционирования нервной ситемы Лекции 5 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
11.2. Особенности строения и функционирования ЦНС Лекции 5 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
11.3. Особенности строения и функционирования ВНС Лекции 5 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
11.4. Проприоцептивные рефлексы человека. Исследование роли мозжечка в регуляции двигательной активности Лабораторные 5 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
11.5. Исследование тонуса ВНС Лабораторные 5 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
11.6. Общее представление о центральной нервной системе. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции головного мозга. Регуляция функций в организме. Строение и физиологические особенности вегетативной нервной системы. Парасимпатическая и симпатическая нервная система. Адаптационно-трофическая функция симпатического отдела нервной системы. Регуляция процессов жизнедеятельности вегетативной нервной системой. Сам. работа 5 6 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 12. Физиология сенсорных систем
12.1. Особенности строения и функционирования сернорных систем Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
12.2. Освоение методов изучения сенсорных систем Лабораторные 5 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
12.3. Выявление соотношения сигнальных систем по методике Климова Лабораторные 5 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
12.4. Общие представления о сенсорных системах. Значение их для жизнедеятельности организма. Классификация и свойства рецепторов. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. Вестибулярный анализатор. Обонятельный анализатор. Вкусовой анализатор. Соматовисцеральная сенсорная система. Сам. работа 5 4 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 13. Физиология высшей нервной деятельности
13.1. Общие принципы организации высщей нервной деятельности Лекции 5 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
13.2. Выработка условного зрачкового рефлекса на звонок и слово "звонок" и его угашение у человека. Лабораторные 5 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
13.3. Выявление преобладающего типа памяти Лабораторные 5 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
13.4. Определение типа ВНД у человека (по психомоторной реакции - тейпинг-тест) Лабораторные 5 1 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2
13.5. Типы классификаций условных рефлексов. Основные правила и условия выработки условных рефлексов. Стадии выработки условных рефлексов. Возбуждение и торможение ЦНС. Типы торможения в ЦНС. Основные характеристики ВНД. Типы ВНД. Понятие о сигнальных систмах. Сам. работа 5 6 ОПК-4, ПК-14 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каштанова Е.В. Сохранение здоровья при неблагоприятной экологической обстановке: учебное пособие НГТУ, 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Коган А.Б. Экологическая физиология человека: учебное пособие Изд-во РГУ, 1990
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фомина Е.В. Физиология: избранные лекции: учебное пособие для бакалавриата М : МПГУ, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472086
Л2.2 Чиркова Е.Н., Завалеева С.М., Садыкова Н.Н. Физиология человека и животных: Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2017 biblioclub.ru
Л2.3 Цуркин А. П., Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности: учебно-практическое пособие Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http: // www. lib.asu.ru
Э2 http: // www.biblioclub.ru
Э3 http: // www.ecolife.ru
Э4 http:// ecology-portal.ru
Э5 http://elibrary.ru
Э6 Курс в Moodle "Экологическая физиология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу;
3. вести словарь терминов по учебному курсу.

Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.

Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.

Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.