Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Профиль | Экология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 64 | 64 | 64 | 64 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - сформировать у студентов представление о физиологических основах функционирования организма человека, как целостной системы с учетом взаимодействия с окружающей средой Задачи дисциплины: - изучить особенности строения и функционирования отдельных систем организма; - знать механизмы регуляции, управления и интеграции физиологических систем организма, обеспечивающих гомеостаз в различных экологических условиях; - иметь представление об экологических принципах формирования различных уровней адаптаций |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-4 | владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды |
ПК-14 | владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - особенности строения и функционирования организма; - механизмы регуляции физиологических систем при разных потребностях среды; - новые трактовки ряда прежде известных, а также новых фактов, в частности связи нервной регуляции с эндокринной регуляцией в свете последних данных о нейроэндокринной функции и нейросекреции; - особенности функционирования организма человека в разных климатических условиях; - механизмы поддержания гомеостаза в разных климатических условиях |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - проводить оценку функционального состояния организма человека и объяснять механизмы регуляции, управления и интеграции физиологических систем организма в зависимости от потребностей организма в определенных условиях среды; - уметь объяснять координации и интеграции систем организма в зависимости от потребностей организма, живущего в определенных условиях среды свете последних данных о нейроэндокринной функции и нейросекреции; - выявлять особенности функционирования организма в разных климатических условиях; - анализировать особенности функционирования организма в разных климатических условиях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами оценки функционального состояния организма человека; - методами оценки напряженности физиологических систем в зависимости от потребностей среды и навыками оценки физиологических систем организма с учетом последних достижений науки в области изучения нейрогуморальной регуляции организма, а также использовать межпредметные связи при объяснении тех или иных процессов; - навыками сбора и структурирования информации об особенностях существования организма в разных условиях; - навыками оценки функционирования организма человека в разных климатических условиях |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие закономерности экологической физиологии и основные физиологические понятия | ||||||
1.1. | Общие физиологические понятия Понятие физиологической и функциональной системы. Надежность физиологических и функциональных систем. Основные свойства организма. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Опорно-двигательный аппарат | ||||||
2.1. | Особенности строения и функционирования опорно-двигательного аппарата | Лекции | 5 | 1 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Исследование функционального состояния мышечной системы человека | Лабораторные | 5 | 1 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Гиподинамия и экологические предпосылки ее развития в современном техногенном обществе. Акселерация. Экологические предпосылки акселерации. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Физиология крови | ||||||
3.1. | Кровь как внутренняя среда организма | Лекции | 5 | 1 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Экологические адаптации форменных элементов крови и гемоглобина. Иммунитет. Виды иммунитета. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 4. Физиология кровообращения | ||||||
4.1. | Особенности строения и функционирования сердечно-сосудистой системы | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Определение длительности сердечного цикла у человека по пульсу. Глазосердечный рефлекс. Дыхательно-сердечный рефлекс Геринга | Лабораторные | 5 | 1 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
4.3. | Общее представление о системе кровообращения. Функции системы кровообращения. Строение сердца. Работа сердца. Регуляция работы сердца. Строение сосудистой системы. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Регуляция сосудистого тонуса. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 5. Физиология дыхания | ||||||
5.1. | Особенности строения и функционирования системы дыхания | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.2. | Исследование функций внешнего дыхания | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.3. | Дыхание. Значение дыхания для жизни. Строение органов дыхания. Внешнее дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Дыхательные объемы. Внутриплевральное и внутрилегочное давление. Газообмен в легких и тканях. Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания. Функциональная система внешнего дыхания. Понятие гипоксии. Дыхание в разных условиях. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 6. Физиология пищеварения | ||||||
6.1. | Особенности строения и функционирования системы пищеварения | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
6.2. | Строение органов и желез пищеварительной системы. Общие представления о пищеварении. Виды пищеварения. Функции пищеварения. Питательные вещества. Пищеварение в полости рта. Пищеварение в желудке. Пищеварение в тонкой кишке. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Пищеварение в толстой кишке. Всасывание. Функциональная система поддержания постоянства питательных веществ крови. Регуляция пищеварения. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 7. Обмен веществ и энергии. Питание | ||||||
7.1. | Общее представление об обмене веществ и энергии. Особенности обмена белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Регуляция обмена веществ. этапы энергетического обмена. Понятие питания. Сбалансированный рацион. Энергетическая и экологическая оценка продуктов питания | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
7.2. | Определение должного основного обмена разными способами | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
7.3. | Особенности обмена веществ и энергии и питания | Лекции | 5 | 1 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 8. Выделение. Физиология почек | ||||||
8.1. | Особенности строения и функционирования выделительной системы | Лекции | 5 | 1 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
8.2. | Исследование функциональной мобильности потовых желез | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
8.3. | Строение и функции почек. Регуляция деятельности почек. Количество и состав мочи. Механизмы мочеобразования. Выведение мочи. Потообразование. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 9. Физиология эндокринной системы | ||||||
9.1. | Эндокринная система и ее роль в регуляции функций организма | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
9.2. | Анкетный метод выявления лиц с высокой вероятностью заболевания сахарным диабетом | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
9.3. | Современные представления о гормонах и механизмах их действия. Особенности строения и функции желез внутренней секреции. Системы эндокринной регуляции. Регуляция функций желез внутренней секреции. Экологические адаптации эндокринной системы организма. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 10. Терморегуляция | ||||||
10.1. | Система терморегуляции и особенности поддержания постоянной температуры тела в разных условиях среды | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
10.2. | Исследования температуры тела при физической нагрузке | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
10.3. | Температура тела и тепловой баланс. Химическая терморегуляция. Физическая терморегуляция. Система терморегуляции. Рефлекторный и гуморальный механизмы терморегуляции. Терморегуляция при изменениях температуры внешний среды. Адаптация к длительным изменениям температуры. Гипотермия и гипертермия. Лихорадка. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 11. Общая физиология нервной системы | ||||||
11.1. | Общий план строения и функционирования нервной ситемы | Лекции | 5 | 1 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
11.2. | Особенности строения и функционирования ЦНС | Лекции | 5 | 1 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
11.3. | Особенности строения и функционирования ВНС | Лекции | 5 | 1 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
11.4. | Проприоцептивные рефлексы человека. Исследование роли мозжечка в регуляции двигательной активности | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
11.5. | Исследование тонуса ВНС | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
11.6. | Общее представление о центральной нервной системе. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции головного мозга. Регуляция функций в организме. Строение и физиологические особенности вегетативной нервной системы. Парасимпатическая и симпатическая нервная система. Адаптационно-трофическая функция симпатического отдела нервной системы. Регуляция процессов жизнедеятельности вегетативной нервной системой. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 12. Физиология сенсорных систем | ||||||
12.1. | Особенности строения и функционирования сернорных систем | Лекции | 5 | 2 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
12.2. | Освоение методов изучения сенсорных систем | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
12.3. | Выявление соотношения сигнальных систем по методике Климова | Лабораторные | 5 | 1 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
12.4. | Общие представления о сенсорных системах. Значение их для жизнедеятельности организма. Классификация и свойства рецепторов. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. Вестибулярный анализатор. Обонятельный анализатор. Вкусовой анализатор. Соматовисцеральная сенсорная система. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 13. Физиология высшей нервной деятельности | ||||||
13.1. | Общие принципы организации высщей нервной деятельности | Лекции | 5 | 1 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
13.2. | Выработка условного зрачкового рефлекса на звонок и слово "звонок" и его угашение у человека. | Лабораторные | 5 | 1 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
13.3. | Выявление преобладающего типа памяти | Лабораторные | 5 | 1 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
13.4. | Определение типа ВНД у человека (по психомоторной реакции - тейпинг-тест) | Лабораторные | 5 | 1 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
13.5. | Типы классификаций условных рефлексов. Основные правила и условия выработки условных рефлексов. Стадии выработки условных рефлексов. Возбуждение и торможение ЦНС. Типы торможения в ЦНС. Основные характеристики ВНД. Типы ВНД. Понятие о сигнальных систмах. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-4, ПК-14 | Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Каштанова Е.В. | Сохранение здоровья при неблагоприятной экологической обстановке: учебное пособие | НГТУ, 2011 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Коган А.Б. | Экологическая физиология человека: учебное пособие | Изд-во РГУ, 1990 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Фомина Е.В. | Физиология: избранные лекции: учебное пособие для бакалавриата | М : МПГУ, 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472086 |
Л2.2 | Чиркова Е.Н., Завалеева С.М., Садыкова Н.Н. | Физиология человека и животных: | Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Цуркин А. П., Сычев Ю. Н. | Безопасность жизнедеятельности: учебно-практическое пособие | Евразийский открытый институт, 2011 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http: // www. lib.asu.ru | |||
Э2 | http: // www.biblioclub.ru | |||
Э3 | http: // www.ecolife.ru | |||
Э4 | http:// ecology-portal.ru | |||
Э5 | http://elibrary.ru | |||
Э6 | Курс в Moodle "Экологическая физиология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
111Л | лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется: 1. вести конспект лекций; 2. изучать основную и дополнительную литературу; 3. вести словарь терминов по учебному курсу. Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки. Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы. |