МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационно-библиотечный поиск

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость1 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_О-5-2019
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 28
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 28 28 28 28
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
доктор социологических наук, профессор, А.Я. Троцковский

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, профессор, Л.А. Капустян

Рабочая программа дисциплины
Информационно-библиотечный поиск

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2015 г. № 1327

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор социологических наук,профессор А.Я. Троцковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой доктор социологических наук,профессор А.Я. Троцковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• Формирование у студентов знаний о возможностях информационных ресурсов библиотеки АлтГУ и обра-зовательных ресурсов сети Интернет;
• формирование у студентов умений, навыков использования библиотечно-библиографических ресурсов в учебной, научной деятельности;
• формирование информационной культуры посредством информационно-образовательной среды вуза.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникативных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основы информационно-библиографического поиска
-основы информационной безопасности
- компоненты информационной культуры
- виды информационно-справочных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.-применять знания культуры потребления информации в образовательном процессе;
-применять практические навыки поиска по справочно-поисковому аппарату Научной библиотеки АлтГУ;
-оформлять список литературы курсовой и дипломной работ.
-использовать образовательные ресурсы сети Интернет.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-восприятия информации, анализа и синтеза полученной информации
-самостоятельной работы с библиографической информацией;
-оформления списка литературы курсовой и дипломной работ.
-использования информационных технологий в учебной, научной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационная культура
1.1. Понятия и компоненты информационной культуры. Лекции 1 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Самостоятельное изучение темы:Понятия и компоненты информационной культуры. Проработка и повторение лекционного материала. Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Информационно-библиотечная система
2.1. Самостоятельное изучение темы:Библиотеки России. Региональные библиотеки.НБ АлтГУ как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности. Лекции 1 1 ОПК-1 Л2.1
Раздел 3. Справочно-поисковый аппарат НБ АлтГУ
3.1. Самостоятельное изучение темы:Алфавитный и систематический каталоги. Электронный каталог и библиографические базы данных. Сам. работа 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Справочно-поисковый аппарат НБ АлтГУ. Алгоритм поиска в электронном каталоге и НБ АлтГУ и образовательных ресурсах сети Интернет. Практические 1 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Аналитико-синтетическая обработка документов
4.1. Самостоятельное изучение темы:Библиографическая запись документа.Реферат.Аннотация. Сам. работа 1 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Составление списка литературы курсовых и дипломных работ.
5.1. Самостоятельное изучение темы:Выбор заглавия. Расположение литературы в списке.Оформление библиографических ссылок. Сам. работа 1 6 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Составление списка литературы по определенной теме. Практические 1 1 ОПК-1 Л2.1
5.3. Подготовка к зачету. Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мишова В.В. Мультимедийные технологии: практикум : Учебная литература для вузов Кемеровский государственный интститут культуры, 2017 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: метод. указания Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный сайт http:/www.lib.asu.ru
Э2 Поисковые системы: Яндекс, Rambler, Google
Э3 Научные электронные библиотеки: eLIBRARY; Российское образование: федеральный портал: www.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.consultant.ru
2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.


Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.