МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аксиология журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильТеория и методика журналистского творчества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ТиМЖТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Аксиология журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Аксиология журналистики» являются:
формирование у студентов представления об аксиологии журналистики как теоретической и эмпирической дисциплине; ознакомление студентов с основными формами существования аксиологии, направлениями и методами изучения журналистской деятельности; формирование личной и глобальной аксиологической модели как важной составляющей профессиональной культуры журналиста; уход от «плоской» аксиологии СМИ к полноценной национальной картине мира.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-6 готовность следовать принципам деонтологии в профессиональной практике, эффективно применять этические и правовые нормы
ПК-4 готовность выявлять и обосновывать актуальные проблемы для медиаисследований, самостоятельно их проводить, разрабатывать методологию, программы, методики, анализировать и презентовать результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность, аспекты аксиологии; место и основные функции журналистики в современном обществе, различные точки зрения относительно ценностей в журналистике и аргументы в пользу каждой из них; спектр мотиваций к выполнению профессиональной деятельности и иерархию возможных мотиваций с позиции аксиологической направленности профессии.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять и систематизировать основные представления о ценностях в журналистской деятельности; критически оценивать принятые решения; избегать автоматического применения стандартных форм и приемов при решении нестандартных задач; находить наиболее адекватные решения; адекватно оценивать место и основные функции журналистики в зависимости от профессиональной ситуации; аргументировать свою позицию, в том числе с помощью анализа журналистских материалов; сознательно формировать внутреннюю мотивацию к выполнению профессиональной деятельности с учетом динамики социальных процессов и появления новых тенденций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа различных форм ценностей, выделения и оценки нестандартных ситуаций в профессиональной журналистской деятельности, адекватного поведения, способствующего преодолению аксиологического конфликта; навыками применения знаний об аксиологических принципах и методах журналистики к практической журналистской деятельности, в первую очередь при подготовке материалов, затрагивающих острые и дискуссионные проблемы; специальной терминологией, соответствующими понятиями и характеристиками.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводная
1.1. Аксиология журналистики как научная дисциплина. Этимология аксиологии. Специфика аксиология журналистики в полисемическом аспекте. Понятие о современной плоской аксиологии. История и развитие аксиологии журналистики. Основные направления социологических исследований СМИ. Основные источники для анализа. Лекции 2 1 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Место и роль ценностей в журналистике и журналистском творчестве Практические 2 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Доклад на тему: «Информационная эпоха и ценностное понимание медийных процессов». Сам. работа 2 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Анализ телевизионного контента Сам. работа 2 4 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Этический аспект современной журналистики
2.1. Декларации и принципы этики журналиста ХХI века. Документы, регламентирующие моральные принципы журналиста. Принципы: подотчетность, истина, независимость, минимальный ущерб Медиатекст как продукт деятельности автора и объект деятельности читателя. Текст и идея. Модель коммуникативного акта: Автор – Текст – Адресат. Лекции 2 1 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Аксиологические и этические вопросы в журналистике Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Анализ ценностной динамики в массмедиа Сам. работа 2 4 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Как СМИ формирует национальную картину мира
3.1. Составляющие и ценностные приоритеты национальной картины мира. Взаимопроникновение социальных институтов в формировании ценностных приоритетов. Церковь и СМИ. Составляющие информационной коммуникационной модели: культура, психология, политика, география, язык, история. Работа с понятием «медиатекст». Основные аспекты изучения медиатекста как источника информации, канала информации и товара. Лекции 2 1 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Анализ идеалов и ценностей в журналистской и национальной картинах мира Практические 2 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Доклад на тему: «Журналистское произведение как ценность: социально-политические, эстетические, нравственные и культурные аспекты» Сам. работа 2 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Этническая теория Л.Н. Гумилева
4.1. Понятие этногенеза. Фазы этногенеза. История русского этноса. Теория пассионарности. Роль личности в истории. Л.Н.Гумилев и СМИ. Горизонтальная и вертикальная модель мира. Географические образы стран. Спор А.Панченко и Л. Гумилева о русской истории. Теория Г.Гачева о национальных образах мира. Лекции 2 1 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Подготовка ответов к микроанкете Практические 2 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Подготовка творческого доклада Сам. работа 2 3 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Язык массовой коммуникации как носитель ценностей: утверждение и разрушение ценностей в медиасфере Сам. работа 2 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Теория ценностей в XXI веке
5.1. Понятия микрогрупповых, индивидуальных, макрогрупповых, этнических и общечеловеческих ценностей. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Иерархия общечеловеческих ценностей. Национальные ценности. Динамика ценностных абсолютов. Устойчивость архетипов. Лекции 2 1 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Политические идеалы в журналистской практике Практические 2 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Примеры ценностных конфликтов как проявления социальных противоречий в идеологии, морали, искусстве Сам. работа 2 3 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.4. Обзор текущих публикаций политической тематики в печатных СМИ: выявить ценностные приоритеты издания и журналиста Сам. работа 2 3 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Толерантность
6.1. Толерантность в теории и практике журналистики. Права человека и национальный интерес. Плоская шкала аксиологии. Права человека. Миссия журналиста. Толерантность на практике и «ложь во спасение». Лекции 2 1 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Анализ деятельности современных журналистов по парадигме «неприятие/толерантность» Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Создание лонгрида Сам. работа 2 17 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Национальная самоиндентификация
7.1. Русская самоидентификация. Ценностные приоритеты аграрной России, городская аксиология. Национальные архетипы. Национальная идея. Черты русского характера. Метрополия и провинция. Программные статьи о путях России А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию», Н.С. Михалкова «Манифест просвещенного консерватизма», предвыборный цикл В.В.Путина. Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.2. Анализ собственного медиатекста Практические 2 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
7.3. Подобрать пример сегодняшнего героя для подражания и антигероя среди медийных персон. Сам. работа 2 4 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Ценностные приоритеты общероссийских телеканалов
8.1. Тематическая дифференциация общероссийских каналов. Понятие нравственного идеала на ТВ. Национальные лидеры и их информационное освещение. Глобализация и постмодерн. Первая тройка Российского телевидения и ее дифференциация на официоз, гламур и криминал. Альтернативные источники. Канал «Дождь» - городское телевидение для интеллектуалов. Лекции 2 1 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
8.2. Анализ персон, работающих на ТВ. Характеристика с позиции аксиологии: какие ценности продвигает (используя систему ценностей по Рокичу), какую нравственную позицию имеет, за счет чего прославился, какой авторитет имеет у аудитории, как освещается жизнь данной персоны в СМИ? Практические 2 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
8.3. Роль мировоззрения журналиста в его профессиональной деятельности Сам. работа 2 3 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 9. Аксиология православной журналистики
9.1. Анализ сегмента православной журналистики. Историческая справка. Диахрония православного кино: от пропаганды «Киноправда» и «Симфонии Донбасса» Д. Вертова до публицистики А.Кураева. Журнал «Фома», телевизионные каналы «Спас», «Радость моя», интернет-портал «Предание». Православная документалистика. Ценностные приоритеты фильма М.Шадрина «Форпост». Способы получения информации православным журналистом. Новые формы сотрудничества православных и светских СМИ. Лекции 2 1 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
9.2. Современные национальные идеи, ценности Практические 2 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
9.3. Эссе по теме: «Идеал, миф, утопия, политические настроения и ожидания в журналистике» Практические 2 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
9.4. Идеалы и ценности в журналистской картине мира: содержание и формы репрезентации Сам. работа 2 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
9.5. Идеал, миф, утопия, политические настроения и ожидания в журналистике Сам. работа 2 2 ОК-2, ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
9.6. Экзамен 2 27 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Становление аксиологии журналистики.
2. Документы, формирующие журналистскую этику.
3. Современная национальная картина мира россиянина.
4. Национальная картина мира в журналистике.
5. Разрушение аксиологической модели постмодернистским сознанием.
6. Пирамида базовых ценностей А. Маслоу.
7. Теория пассионарности Л.Н. Гумилева.
8. Теория ценностей в журналистике.
9. Медиатекст как канал, источник и товар.
10. Фоновая информация как фактор формирования информационная картины мира.
11. Четыре факта НКМ: семья, школа, церковь.
12. Современная национальная картина мира россиянина.
13. Разрушение аксиологической модели постмодернистским сознанием.
14. Теория ценностей в журналистике.
15. Фоновая информация как фактор формирования информационная картины мира.
16. Аксиология алтайской журналистики.
17. Динамика изменения нравственных ориентиров в современной журналистике.
18. Журналистские работы А.Кураева.
19. Глобализация как фактор разрушения НКМ.
20. Глобализация и атомизация людей.
21. Язык СМИ как национальный поток сознания.
22. Честность или толерантность: pro et contra.
23. Понятия «нравственный ориентир» и «культурный герой».
24. Смена политических формаций и аксиология.
25. Динамика изменения нравственных ориентиров в современной журналистике.
26. Специфика аграрной ментальности жителей Алтайского края.
27. Аксиология алтайской журналистики.
28. Православная аксиология в журналистике.
29. Церковные СМИ и методы работы с материалом в них.
30. Журналистские работы А.Кураева.

Практическое задание:
Проанализируйте предложенный медиатекст и оцените уровень социальной ответственности журналиста по следующим критериям: 1) актуальность и аксиологическая значимость поднятой темы; 2) ценностная ориентация целевой аудитории: ценности / антиценности, предлагаемые автором, аргументация позиции; 3) как бы вы построили этот материал? (ваши изменения, дополнения и пр.)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение: М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Дымова И., Рыков П., Щербакова Г. Профессиональная этика журналиста : учебное пособие : Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ООО ИПК "Университет", 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ворошилов В.В. Журналистика: учеб. для вузов М. : КноРус, 2009
Л2.2 Олешко В.Ф, Психология журналистики : учебное пособие : Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э2 Издательство «Юрайт» электронно-библиотечная система biblio-online.ru.
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReade
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера, необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.