Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Теория и методика журналистского творчества |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_04_02_ТиМЖТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Аксиология журналистики» являются: формирование у студентов представления об аксиологии журналистики как теоретической и эмпирической дисциплине; ознакомление студентов с основными формами существования аксиологии, направлениями и методами изучения журналистской деятельности; формирование личной и глобальной аксиологической модели как важной составляющей профессиональной культуры журналиста; уход от «плоской» аксиологии СМИ к полноценной национальной картине мира. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-2 | Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения |
ОПК-6 | готовность следовать принципам деонтологии в профессиональной практике, эффективно применять этические и правовые нормы |
ПК-4 | готовность выявлять и обосновывать актуальные проблемы для медиаисследований, самостоятельно их проводить, разрабатывать методологию, программы, методики, анализировать и презентовать результаты |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | сущность, аспекты аксиологии; место и основные функции журналистики в современном обществе, различные точки зрения относительно ценностей в журналистике и аргументы в пользу каждой из них; спектр мотиваций к выполнению профессиональной деятельности и иерархию возможных мотиваций с позиции аксиологической направленности профессии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять и систематизировать основные представления о ценностях в журналистской деятельности; критически оценивать принятые решения; избегать автоматического применения стандартных форм и приемов при решении нестандартных задач; находить наиболее адекватные решения; адекватно оценивать место и основные функции журналистики в зависимости от профессиональной ситуации; аргументировать свою позицию, в том числе с помощью анализа журналистских материалов; сознательно формировать внутреннюю мотивацию к выполнению профессиональной деятельности с учетом динамики социальных процессов и появления новых тенденций. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа различных форм ценностей, выделения и оценки нестандартных ситуаций в профессиональной журналистской деятельности, адекватного поведения, способствующего преодолению аксиологического конфликта; навыками применения знаний об аксиологических принципах и методах журналистики к практической журналистской деятельности, в первую очередь при подготовке материалов, затрагивающих острые и дискуссионные проблемы; специальной терминологией, соответствующими понятиями и характеристиками. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Вводная | ||||||
1.1. | Аксиология журналистики как научная дисциплина. Этимология аксиологии. Специфика аксиология журналистики в полисемическом аспекте. Понятие о современной плоской аксиологии. История и развитие аксиологии журналистики. Основные направления социологических исследований СМИ. Основные источники для анализа. | Лекции | 2 | 1 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Место и роль ценностей в журналистике и журналистском творчестве | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Доклад на тему: «Информационная эпоха и ценностное понимание медийных процессов». | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Анализ телевизионного контента | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Этический аспект современной журналистики | ||||||
2.1. | Декларации и принципы этики журналиста ХХI века. Документы, регламентирующие моральные принципы журналиста. Принципы: подотчетность, истина, независимость, минимальный ущерб Медиатекст как продукт деятельности автора и объект деятельности читателя. Текст и идея. Модель коммуникативного акта: Автор – Текст – Адресат. | Лекции | 2 | 1 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Аксиологические и этические вопросы в журналистике | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
2.3. | Анализ ценностной динамики в массмедиа | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Как СМИ формирует национальную картину мира | ||||||
3.1. | Составляющие и ценностные приоритеты национальной картины мира. Взаимопроникновение социальных институтов в формировании ценностных приоритетов. Церковь и СМИ. Составляющие информационной коммуникационной модели: культура, психология, политика, география, язык, история. Работа с понятием «медиатекст». Основные аспекты изучения медиатекста как источника информации, канала информации и товара. | Лекции | 2 | 1 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Анализ идеалов и ценностей в журналистской и национальной картинах мира | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Доклад на тему: «Журналистское произведение как ценность: социально-политические, эстетические, нравственные и культурные аспекты» | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 4. Этническая теория Л.Н. Гумилева | ||||||
4.1. | Понятие этногенеза. Фазы этногенеза. История русского этноса. Теория пассионарности. Роль личности в истории. Л.Н.Гумилев и СМИ. Горизонтальная и вертикальная модель мира. Географические образы стран. Спор А.Панченко и Л. Гумилева о русской истории. Теория Г.Гачева о национальных образах мира. | Лекции | 2 | 1 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Подготовка ответов к микроанкете | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
4.3. | Подготовка творческого доклада | Сам. работа | 2 | 3 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
4.4. | Язык массовой коммуникации как носитель ценностей: утверждение и разрушение ценностей в медиасфере | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 5. Теория ценностей в XXI веке | ||||||
5.1. | Понятия микрогрупповых, индивидуальных, макрогрупповых, этнических и общечеловеческих ценностей. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Иерархия общечеловеческих ценностей. Национальные ценности. Динамика ценностных абсолютов. Устойчивость архетипов. | Лекции | 2 | 1 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.2. | Политические идеалы в журналистской практике | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.3. | Примеры ценностных конфликтов как проявления социальных противоречий в идеологии, морали, искусстве | Сам. работа | 2 | 3 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.4. | Обзор текущих публикаций политической тематики в печатных СМИ: выявить ценностные приоритеты издания и журналиста | Сам. работа | 2 | 3 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 6. Толерантность | ||||||
6.1. | Толерантность в теории и практике журналистики. Права человека и национальный интерес. Плоская шкала аксиологии. Права человека. Миссия журналиста. Толерантность на практике и «ложь во спасение». | Лекции | 2 | 1 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
6.2. | Анализ деятельности современных журналистов по парадигме «неприятие/толерантность» | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 | |
6.3. | Создание лонгрида | Сам. работа | 2 | 17 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 7. Национальная самоиндентификация | ||||||
7.1. | Русская самоидентификация. Ценностные приоритеты аграрной России, городская аксиология. Национальные архетипы. Национальная идея. Черты русского характера. Метрополия и провинция. Программные статьи о путях России А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию», Н.С. Михалкова «Манифест просвещенного консерватизма», предвыборный цикл В.В.Путина. | Лекции | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
7.2. | Анализ собственного медиатекста | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
7.3. | Подобрать пример сегодняшнего героя для подражания и антигероя среди медийных персон. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 8. Ценностные приоритеты общероссийских телеканалов | ||||||
8.1. | Тематическая дифференциация общероссийских каналов. Понятие нравственного идеала на ТВ. Национальные лидеры и их информационное освещение. Глобализация и постмодерн. Первая тройка Российского телевидения и ее дифференциация на официоз, гламур и криминал. Альтернативные источники. Канал «Дождь» - городское телевидение для интеллектуалов. | Лекции | 2 | 1 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
8.2. | Анализ персон, работающих на ТВ. Характеристика с позиции аксиологии: какие ценности продвигает (используя систему ценностей по Рокичу), какую нравственную позицию имеет, за счет чего прославился, какой авторитет имеет у аудитории, как освещается жизнь данной персоны в СМИ? | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
8.3. | Роль мировоззрения журналиста в его профессиональной деятельности | Сам. работа | 2 | 3 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 9. Аксиология православной журналистики | ||||||
9.1. | Анализ сегмента православной журналистики. Историческая справка. Диахрония православного кино: от пропаганды «Киноправда» и «Симфонии Донбасса» Д. Вертова до публицистики А.Кураева. Журнал «Фома», телевизионные каналы «Спас», «Радость моя», интернет-портал «Предание». Православная документалистика. Ценностные приоритеты фильма М.Шадрина «Форпост». Способы получения информации православным журналистом. Новые формы сотрудничества православных и светских СМИ. | Лекции | 2 | 1 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
9.2. | Современные национальные идеи, ценности | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
9.3. | Эссе по теме: «Идеал, миф, утопия, политические настроения и ожидания в журналистике» | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
9.4. | Идеалы и ценности в журналистской картине мира: содержание и формы репрезентации | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
9.5. | Идеал, миф, утопия, политические настроения и ожидания в журналистике | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-6, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
9.6. | Экзамен | 2 | 27 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы: 1. Становление аксиологии журналистики. 2. Документы, формирующие журналистскую этику. 3. Современная национальная картина мира россиянина. 4. Национальная картина мира в журналистике. 5. Разрушение аксиологической модели постмодернистским сознанием. 6. Пирамида базовых ценностей А. Маслоу. 7. Теория пассионарности Л.Н. Гумилева. 8. Теория ценностей в журналистике. 9. Медиатекст как канал, источник и товар. 10. Фоновая информация как фактор формирования информационная картины мира. 11. Четыре факта НКМ: семья, школа, церковь. 12. Современная национальная картина мира россиянина. 13. Разрушение аксиологической модели постмодернистским сознанием. 14. Теория ценностей в журналистике. 15. Фоновая информация как фактор формирования информационная картины мира. 16. Аксиология алтайской журналистики. 17. Динамика изменения нравственных ориентиров в современной журналистике. 18. Журналистские работы А.Кураева. 19. Глобализация как фактор разрушения НКМ. 20. Глобализация и атомизация людей. 21. Язык СМИ как национальный поток сознания. 22. Честность или толерантность: pro et contra. 23. Понятия «нравственный ориентир» и «культурный герой». 24. Смена политических формаций и аксиология. 25. Динамика изменения нравственных ориентиров в современной журналистике. 26. Специфика аграрной ментальности жителей Алтайского края. 27. Аксиология алтайской журналистики. 28. Православная аксиология в журналистике. 29. Церковные СМИ и методы работы с материалом в них. 30. Журналистские работы А.Кураева. Практическое задание: Проанализируйте предложенный медиатекст и оцените уровень социальной ответственности журналиста по следующим критериям: 1) актуальность и аксиологическая значимость поднятой темы; 2) ценностная ориентация целевой аудитории: ценности / антиценности, предлагаемые автором, аргументация позиции; 3) как бы вы построили этот материал? (ваши изменения, дополнения и пр.) |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. | Русские: коммуникативное поведение: | М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Лань», 2012, 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Дымова И., Рыков П., Щербакова Г. | Профессиональная этика журналиста : учебное пособие : | Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ООО ИПК "Университет", 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ворошилов В.В. | Журналистика: учеб. для вузов | М. : КноРус, 2009 | |
Л2.2 | Олешко В.Ф, | Психология журналистики : учебное пособие : | Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э2 | Издательство «Юрайт» электронно-библиотечная система | biblio-online.ru. | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReade | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера, необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |