МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы современности и журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы современности и журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика» являются: формирование базовых представлений о мировых тенденциях цивилизационного развития, актуальных глобальных проблемах человечества и России и предлагаемых путях их решения, представлений об основных дискуссионных темах, обсуждаемых среди специалистов, общественных и культурных деятелей, формирование умения адекватно оценивать связанные с данными глобальными проблемами явления общественной жизни страны и мира и представлять их в средствах массовой информации.


Задачами изучения данной дисциплины являются:
- ознакомление учащихся с основными проблемами современного этапа цивилизационного развития, наиболее важными и дискуссионными аспектами процесса глобализации, кардинально меняющего облик современного мира;
- выявление многоуровневости большинства социальных проблем (от глобального до локального уровня) и квалифицированного представления их в журналистских материалах;
- раскрытие профессионально-этической ответственности журналиста, обращающегося к данной тематике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа
ПК-1 способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций; основные тенденции развития сферы массмедиа и роль СМИ в решении глобальных проблем.
3.2.Уметь:
3.2.1.находить, выделять и анализировать наиболее актуальные темы, отражающие динамику процессов общественной жизни; адекватно представлять данные темы в своей профессиональной деятельности; выявлять и оценивать основные тенденции в развитии сферы медиа в России и в мире

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа форм социальной сферы, различными методами сбора информации, ее проверки и анализа; навыками применения инновационных практик в сфере массмедиа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Сущность и основные проблемы глобализации
1.1. Исторические предпосылки и сущность глобализации. Различные взгляды на проблемы глобализации. Идеология глобализации Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Найти сайт одной из ТНК, а также другие относящиеся к данной компании материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: •1 Краткую историю создания ТНК •2 Основные направления деятельности •3 Социальные и благотворительные программы (если имеются) •4 Освещение в СМИ Сам. работа 5 10 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Евразийство как развитие «русской идеи» и первая российская геополитическая школа Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1
1.4. а) Выбрать публикацию (аналитическую статью), посвященную одной из глобальных проблем. Подготовить доклад-оценку данной публикации с журналистских позиций, осветив следующие вопросы: • полнота раскрытия темы; • логика изложения; • приемы и методы аргументации, • язык публикации. б) подготовиться к обсуждению представленных публикаций и коллективному формированию их локального рейтинга. Практические 5 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.5. Найти сайт одной из известных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Гринпис и аналогичные) а также другие относящиеся к данной компании материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: •1 Краткую историю создания •2 Основные направления деятельности •3 Главные результаты •4 Общественные мнения по поводу ее деятельности •5 Освещение в СМИ Сам. работа 5 14 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.6. Изучить работу К. Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». Написать журналистский материал - аналитический обзор (не менее 5 страниц, со списком литературы,кегль 14, межстрочный промежуток 1,5), ответив на вопросы: • Что дает автору основания рассматривать проблемы современной цивилизации и культуры с позиций естественника? • Какие основные «грехи» современной цивилизации он выделяет? • Какие ложные интерпретации понятия равенства людей выделяет Лоренц? К чему они, по его мнению, ведут общество? • Как Лоренц разделяет понятия радости и удовольствия? К чему ведет современный неогедонизм? • Охарактеризуйте с позиций Лоренца установки, моделируемые современной рекламой. Сам. работа 5 19 ОПК-2, ПК-1 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. 2.Основные глобальные проблемы современности и пути их решения
2.1. Идеология глобализации (Ж. Аттали, Ф. Фукуяма, З. Бжезинский и др.). Постмодернизм как мировоззренческая основа глобалистской культуры. Антиглобалистское движение; его социальная и идейная неоднородность. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-1 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Изучить интервью с Дж. Греем «Гуманизм — это суеверие», представленную в электронном курсе. Подготовить доклад- рецензию, осветив вопросы: ·1 Каковы основные идеи автора? Как он их аргументирует? ·2 Согласны ли вы с его доводами? Если нет, то какие возражения можно было бы ему привести? Сам. работа 5 15 ОПК-2, ПК-1 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Экологический и ресурсный кризисы как отражение техногенно-потребительской ориентации современной цивилизации. «Вызов» современной цивилизации. Основные экологические проблемы, их причины. Предпринимаемые меры по снижению антропогенной нагрузки на природу.Мировые экологические стратегии и их реализация Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Посмотреть фильм «История вещей (общество потребления)» . Подготовить рецензию-доклад на фильм, осветив следующие вопросы: ·4 Каковы главные идеи авторов фильма? ·5 С чем вы согласны и с чем не согласны (аргументировать)? ·6 Как можно оценить фильм с профессиональной журналистской точки зрения (аргументировать)? Сам. работа 5 16 ОПК-2, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.5. 3. Изучить направление «зеленой экономики». Написать журналистский материал - аналитический обзор (не менее 5 страниц, со списком литературы,кегль 14, межстрочный промежуток 1,5), включающий следующие положения: • общая характеристика данного направления; • цели и задачи; • место в современной экономике и производстве; • вклад в природо-/ресурсосбережение; • тенденции развития. Сам. работа 5 15 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дымова, И. Актуальные проблемы современности и журналистика : учебное пособие Оренбург : ОГУ, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Фотиева, Ирина Валерьевна Актуальные проблемы науки и журналистики : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Мандель, Б.Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки : : учебное пособие М. : Директ-Медиа, 2014 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233061
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитина, Н.Д. Средства массовой информации как создатели особой виртуально-символической реальности: М. : Лаборатория книги, 2012 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142853
Л2.2 Чистяков, Е.Л. Глобальные проблемы в средствах массовой информации : М. : Лаборатория книги, 2011 biblioclub.ru
Л2.3 Лазутина Г. В. Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ polpred.com
Э2 Журнал «Журналист» www.journalist-virt.ru
Э3 Научная библиотека МГУ www.nbmgu.ru
Э4 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Операционная система Microsoft Windows 7
2.Пакет офисных программ Microsoft Office XP

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. В первой части курса следует обратить внимание на различные подходы к понятию глобализации и на связь основных проблем современности с глобализационными процессами. Изучая вторую часть курса, необходимо прежде всего усвоить тесную взаимосвязь всех глобальных проблем. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом тех или иных акторов глобального управления (ТНК, крупнейших межправительственных и общественных структур и организаций) следует делать акцент на их место и роль в современном обществе. В частности, не ограничиваться, например, констатацией благотворительных акций той или иной ТНК, а попытаться дать оценку общего социального вклада: насколько общая политики ТНК и производимый продукт содействуют роста благосостояния общества. И, наконец, следует обратить внимание, что все задания должны сопровождаться медиа-иллюстрациями рассматриваемой темы (примерами статей, ТВ-передач, ЖЖ и блогов, обсуждений в соцсетях и пр.)
Самостоятельная работа. В данном курсе они нацелены на углубление общих представлений о текущем состоянии глобализованного мира; о позитивных и негативных трендах современной цивилизации. Поэтому указанные источники следует изучать очень детально, не ограничиваясь предложенными опорными вопросами, но формулируя собственные вопросы и отвечая на них.
Тест. Перед прохождением итогового теста в системе Moodle необходимо проработать курс лекций. При прохождении теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, на первый взгляд, равноценными. Такие вопросы требуют особой внимательности.
Экзамен. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает, как минимум, хорошее знание материала, даваемого на лекциях, как максимум – знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно при подготовке к экзамену еще раз выполнить эти задания с учетом обсуждений на практических занятиях.