Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Аналитическая журналистика» является ознакомление студентов с системой основных понятий и методов подготовки аналитических выступлений в СМИ, современной концепцией видов анализа, используемых журналистами в публикациях СМИ, а также изучение аналитических жанров современной журналистики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-8 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
ОПК-6 | способностью анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ |
ОПК-15 | способностью ориентироваться в наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, современной жанровой и стилевой специфике различного рода медиатекстов, углубленно знать особенности новостной журналистики и представлять специфику других направлений |
ПК-1 | способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа |
ПК-2 | способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах |
ПК-3 | способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | систему основных понятий и методов подготовки аналитических выступлений в СМИ, аналитические жанры современной журналистики, основные принципы, методы, виды и формы анализа явлений современной жизни общества. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | подготавливать публикации в различных аналитических жанрах журналистики. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками осмысления и анализа явлений из различных сфер жизни общества. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Аналитическая журналистика и её роль в обществе | ||||||
1.1. | Предмет, способ, функции аналитической журналистики | Лекции | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.2. | Аналитическая журналистика как профессиональная область деятельности | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.3. | Методы исследования и отображения действительности журналиста-аналитика | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.4. | Предметные виды анализа в журналистике | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.5. | Жанры аналитической журналистики | Лекции | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
1.6. | Жанровый анализ аналитических публикаций | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
Раздел 2. Специфика аналитической деятельности журналиста | ||||||
2.1. | Методы творческой деятельности журналиста-аналитика | Лекции | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.2. | Тематический и предметный анализы в детяельности журналиста-аналитика | Лекции | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.3. | Аргументация в аналитической журналистике | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.4. | Аналитические жанры журналистики | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.5. | Тематические виды анализа в журналистских текстах | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.6. | Особенности подготовки журналистского расследования | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.7. | Специфика проведения журналистского расследования | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.8. | Определение жанра аналитических публикаций | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.9. | Разработка плана журналисткого расследования | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.10. | Подготовка презентации по принципам безопасности проведения журналистского расследования | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3 |
2.11. | Зачет | 5 | 4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы: 1. Понятие «аналитическая журналистика». Предмет, цели и задачи аналитической журналистики. 2. Особенности и функции аналитической журналистики. 3. Специфика аналитического отображения действительности. Способы отображения действительности. 4. Методы исследования. Эмпирические методы. Теоретические методы. 5. Публицистический анализ, основные виды, специфика. 6. Основные приемы истолкования объекта отображения (описание, объяснение, прогноз, оценка, доказательство). 7. Аргументация в аналитической журналистике. 8. Виды и методы аргументации. 9. Правила и ошибки аргументации. 10. Речевые средства аргументации. 11. Жанры аналитической журналистики. Понятие жанра. Общие особенности. Жанрообразующие факторы. 12. Аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью и опрос. 13. Беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета. 14. Мониторинг, рейтинг, реплика, рецензия. 15. Статья и журналистское расследование. 16. Обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия. 17. Эксперимент. 18. Письмо (эпистола), исповедь. 19. Рекомендация, аналитический пресс-релиз. 20. Предметные виды анализа в журналистике. 21. Тематические виды анализа. 22. Понятие «журналистское расследование». Предмет, задачи журналистского расследования. 23. Анализ классических примеров журналистских расследований. 24. Российские «расследовательские» печатные СМИ и журналистские агентства. 25. «Расследовательские» телепередачи и сетевые СМИ. 26. Специфика тематики и проблематики журналистских расследований. 27. Разработка плана расследования, его познавательные этапы. 28. Специфика работы с различными источниками информации. 29. Специфические методы и способы сбора информации. 30. Структурные особенности текстов журналистских расследований. 31. Формы компоновки и стиль материала. 32. Виды журналистских расследований. 33. Принципы безопасности и правила поведения при проведении журналистского расследования. Практическое задание: В качестве итога изучения данной дисциплины к концу учебного семестра (до экзамена) каждому студенту необходимо написать аналитический материал (материал с элементами аналитики), используя в процессе его подготовки изученные методы исследования и отображения действительности, различные виды и средства аргументации, определенный вид(-ы) предметного и тематического анализа. На экзамене студент осуществляет презентацию данного материала, определив его жанровую принадлежность, и характеризуя его по указанным выше параметрам. Структура билета Экзаменационный билет № 1 1. Понятие «аналитическая журналистика». Предмет, цели и задачи аналитической журналистики. 2. Практическое задание. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лазутина Г. В. | Жанры журналистского творчества : Учеб. пособие для вузов | М., 2011 | |
Л1.2 | под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской | Типология периодической печати : учебное пособие | М. : Аспект Пресс, 2009 | |
Л1.3 | Тертычный А.А. | Аналитическая журналистика: учебное пособие | Аспект Пресс, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Клюев, Ю.В. | Теория и практика массовой информации : учебное пособие | М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884 |
Л2.2 | Цвик, В.Л. | Телевизионная журналистика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» | М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446404 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научное издание «Меди@льманах» | www.journ.msu.ru | ||
Э2 | Электронная библиотека публикаций СМИ | www.public.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Adobe Acrobat Reader Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |