МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропология (соц.антропология)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Антропология (соц.антропология)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 ЖУРНАЛИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины – ознакомление студентов с предметом социальной антропологии, проблематикой и содержанием основных направлений антропологических исследований.
Задачи изучения дисциплины
В ходе изучения данной дисциплины студенты должны получить систематизированное представление относительно:
•основных предметных областей социальной антропологии,
•особенностей ее научной парадигмы,
•сложившихся в ходе ее развития методологических подходов,
•применяемых в настоящее время исследовательских стратегий,
•классических источников и базовых текстов, репрезентирующих антропологическое знание.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-1 способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила и нормы правильного функционирования организма как залог правильной самоорганизации своей деятельности, значение знаний в жизни человека, социально-психологические особенности функционирования массовой коммуникации, эффекты мифологизации и ритуализации реальности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике полученные знания и навыки, правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте культурно-антропологических проблем;
различать мифотворческие практики и мистические уклоны в массовой коммуникации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками самоорганизации и самообразования, выделения и сбора культурно и антропологически значимой информации, отличать факты от мнений и мистификаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная антропология как наука
1.1. Актуальность антропологического знания. Дискуссия об объекте и предмете социальной антропологии. Лекции 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Специфика антропологического подхода к изучению социальной жизни. Сам. работа 4 4 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Основные теоретические направления и методы социальной антропологии. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Предпосылки формирования научной антропологии, ее соотношение со смежными дисциплинами, основные этапы развития.Позиция включенного наблюдения: принципы научности и герменевтический подход. Особенности научной парадигмы: метод и эпистемологическая ситуация. Сам. работа 4 4 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Основные теоретические направления и методы социальной антропологии. Значение социальной антропологии как науки и практики культурного диалога. Сам. работа 4 4 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Архив этнографического знания до возникновения научной антропологии. Сам. работа 4 4 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Миф как регулятор повседневной жизни людей
2.1. Сущность и функции мифа, его основные характеристики (М. Элиаде). Виды мифов (космогонические, эсхатологические мифы, мифы памяти и забвения и т.д.). Структура и диалектика мифа (К. Леви-Стросс). Соотношение мифа и сказки. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Сущность, функции, структура и виды мифов. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Исторические корни и морфология волшебной сказки (В.Я. Пропп). Мифологическое программирование повседневной жизни посредством бинарных оппозиций. Глубинная символика мифа (метеорологический, социологический, психологический подходы к интерпретации). Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Проявления мифологического в современном обществе. Мифы и средства массовой информации. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Ритуалы в жизненном пространстве человека
3.1. Содержание и назначение ритуала. Соотношение мифа и ритуала. Типы ритуалов (имитативные, позитивные и негативные, ритуалы жертвоприношения, ритуалы жизненных кризисов). Специфика и виды ритуалов перехода (церемонии жизненных циклов, социальной и духовной трансформации). Структура ритуалов перехода (А.Геннеп). Социально-психологические функции ритуалов перехода. Мифологическое путешествие героя: основные фазы, связь с ритуалами перехода (Дж. Кэмпбелл). Ритуалы в светском обществе. Лекции 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Сущность, структура, функции и виды ритуалов. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Магические и религиозные практики и институты
4.1. Социологические теории религии: Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс. Культурно-исторические концепции сверхъестественного: анимизм, культ предков, аниматизм, политеизм, монотеизм. Ритуальная практика: жертвоприношение, магия, гадание, колдовство, молитва. Религиозные специалисты: шаман, предсказатель, колдун, маг, жрец, пророк. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Виды и функции магии в архаической культуре. Специфика шаманских практик. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Значение колдовства в архаической культуре. Виды и функции магии. Социально-психологические факторы «эффективности» колдовства (К. Леви-Стросс). Особенности личности шамана. Путь шамана. Магия и наука (Б. Малиновский). Религиозная организация: церковь, секта, деноминация, культ. Сам. работа 4 8 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Семья и брак. Системы родства
5.1. Культурные модели любовных отношений: любовь и брак на острове Самоа, в Новой Гвинее, у горных арапешей (М. Мид). Европейские представления о романтической любви. Трансформации современного института семьи. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Любовь и брак в архаических культурах (исследования М. Мид). Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Институт брака и социальное пространство. Эндогамия и экзогамия. Брачные запреты. Обмен сестрами. Брачные выплаты. Понятие и типы семьи. Структуры родства. Родство и свойство. Системы филиации. Группы однолинейного и билатерального происхождения. Наследование имущества и статуса. Клан и линидж. Дуальная организация. Системы брачных союзов. Ограниченный и генерализированный обмен. Понятие генеалогии. Типы терминологий родства. Системы родства и социальная структура. Ритуальное родство. Сам. работа 4 8 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Агрессия как социокультурный феномен
6.1. Сущность агрессии. Биологические истоки человеческой агрессии. Агрессия как результат социального научения. Причины неэффективности природных регуляторов человеческой агрессии. Культурные регуляторы агрессии. Роль запретов и табу. Ритуалы как способ нейтрализации агрессии. Типы первобытных обществ по степени их агрессивности и деструктивности (Э. Фромм). Девиация и агрессия в современном обществе: причины и формы контроля. Дискуссия о роли СМИ в формировании агрессивной модели поведения. Лекции 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Культурные регуляторы агрессии в архаическом и традиционном обществе. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Игра в жизни человека
7.1. Понятие игры, игра как социокультурный феномен. Формы игры (состязание, представление, игра воображения). Роль игры в процессе социализации личности. Специфика игры в сравнении с ритуалом. «Игры, в которые играют люди» (Э. Берн). Драматургический подход к пониманию социальной жизни (И. Гофман). Роль игры в культуре постмодерна. Игровые элементы в массовой коммуникации. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Драматургический подход к пониманию социальной жизни (И. Гофман). Роль игры в культуре постмодерна. Игровые элементы в массовой коммуникации. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Человек перед лицом смерти
8.1. Мифологические объяснения феномена смерти. Представления о посмертном существовании. Факторы, определяющие участь умершего в загробном мире. Характер и структура загробного мира. Путешествие души в царстве мертвых. Взаимодействие между миром мертвых и миром живых. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Тибетская книга мертвых. Православные представления о посмертном существовании души. Сам. работа 4 2 ОК-8, ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.3. Зачет 4 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Добреньков В.И. Социальная антропология: учебник М.: ИНФРА-М, 2005
Л1.2 Кравченко А.И. Социальная антропология : учебное пособие М.: Академ. Проект, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная антропология: учебное пособие Ростов н/Д : Феникс, 2004
Л2.2 Леви-Строс К. Структурная антропология : М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Издательство «Юрайт» biblio-online.ru
Э2 Издательство «Лань» e.lanbook.com
Э3 Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Adobe Acrobat Reader
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические задания оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях.
Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle.
Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы Moodle.
Зачет производится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра и набрал минимальное количество баллов по дисциплине. В ситуации, когда студент не набрал минимального количества баллов или же претендует на более высокую оценку, он отвечает устно на вопросы, включенные в билет. В билет включено два теоретических вопроса и практическое задание. На ответ студенту отводится 35 минут. За ответ на вопросы студент может получить максимально 20 баллов. Эти баллы суммируются с набранными за семестр, после чего студент аттестуется: при наборе не менее 50 баллов =- «зачтено», менее 50 баллов – «не зачтено».