Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 62 | 62 | 62 | 62 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Цель преподавания дисциплины – ознакомление студентов с предметом социальной антропологии, проблематикой и содержанием основных направлений антропологических исследований. Задачи изучения дисциплины В ходе изучения данной дисциплины студенты должны получить систематизированное представление относительно: •основных предметных областей социальной антропологии, •особенностей ее научной парадигмы, •сложившихся в ходе ее развития методологических подходов, •применяемых в настоящее время исследовательских стратегий, •классических источников и базовых текстов, репрезентирующих антропологическое знание. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-8 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
ПК-1 | способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | правила и нормы правильного функционирования организма как залог правильной самоорганизации своей деятельности, значение знаний в жизни человека, социально-психологические особенности функционирования массовой коммуникации, эффекты мифологизации и ритуализации реальности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять на практике полученные знания и навыки, правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте культурно-антропологических проблем; различать мифотворческие практики и мистические уклоны в массовой коммуникации |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками самоорганизации и самообразования, выделения и сбора культурно и антропологически значимой информации, отличать факты от мнений и мистификаций |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социальная антропология как наука | ||||||
1.1. | Актуальность антропологического знания. Дискуссия об объекте и предмете социальной антропологии. | Лекции | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Специфика антропологического подхода к изучению социальной жизни. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Основные теоретические направления и методы социальной антропологии. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Предпосылки формирования научной антропологии, ее соотношение со смежными дисциплинами, основные этапы развития.Позиция включенного наблюдения: принципы научности и герменевтический подход. Особенности научной парадигмы: метод и эпистемологическая ситуация. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Основные теоретические направления и методы социальной антропологии. Значение социальной антропологии как науки и практики культурного диалога. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Архив этнографического знания до возникновения научной антропологии. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Миф как регулятор повседневной жизни людей | ||||||
2.1. | Сущность и функции мифа, его основные характеристики (М. Элиаде). Виды мифов (космогонические, эсхатологические мифы, мифы памяти и забвения и т.д.). Структура и диалектика мифа (К. Леви-Стросс). Соотношение мифа и сказки. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Сущность, функции, структура и виды мифов. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Исторические корни и морфология волшебной сказки (В.Я. Пропп). Мифологическое программирование повседневной жизни посредством бинарных оппозиций. Глубинная символика мифа (метеорологический, социологический, психологический подходы к интерпретации). | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Проявления мифологического в современном обществе. Мифы и средства массовой информации. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Ритуалы в жизненном пространстве человека | ||||||
3.1. | Содержание и назначение ритуала. Соотношение мифа и ритуала. Типы ритуалов (имитативные, позитивные и негативные, ритуалы жертвоприношения, ритуалы жизненных кризисов). Специфика и виды ритуалов перехода (церемонии жизненных циклов, социальной и духовной трансформации). Структура ритуалов перехода (А.Геннеп). Социально-психологические функции ритуалов перехода. Мифологическое путешествие героя: основные фазы, связь с ритуалами перехода (Дж. Кэмпбелл). Ритуалы в светском обществе. | Лекции | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Сущность, структура, функции и виды ритуалов. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Магические и религиозные практики и институты | ||||||
4.1. | Социологические теории религии: Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс. Культурно-исторические концепции сверхъестественного: анимизм, культ предков, аниматизм, политеизм, монотеизм. Ритуальная практика: жертвоприношение, магия, гадание, колдовство, молитва. Религиозные специалисты: шаман, предсказатель, колдун, маг, жрец, пророк. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Виды и функции магии в архаической культуре. Специфика шаманских практик. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Значение колдовства в архаической культуре. Виды и функции магии. Социально-психологические факторы «эффективности» колдовства (К. Леви-Стросс). Особенности личности шамана. Путь шамана. Магия и наука (Б. Малиновский). Религиозная организация: церковь, секта, деноминация, культ. | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Семья и брак. Системы родства | ||||||
5.1. | Культурные модели любовных отношений: любовь и брак на острове Самоа, в Новой Гвинее, у горных арапешей (М. Мид). Европейские представления о романтической любви. Трансформации современного института семьи. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Любовь и брак в архаических культурах (исследования М. Мид). | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Институт брака и социальное пространство. Эндогамия и экзогамия. Брачные запреты. Обмен сестрами. Брачные выплаты. Понятие и типы семьи. Структуры родства. Родство и свойство. Системы филиации. Группы однолинейного и билатерального происхождения. Наследование имущества и статуса. Клан и линидж. Дуальная организация. Системы брачных союзов. Ограниченный и генерализированный обмен. Понятие генеалогии. Типы терминологий родства. Системы родства и социальная структура. Ритуальное родство. | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Агрессия как социокультурный феномен | ||||||
6.1. | Сущность агрессии. Биологические истоки человеческой агрессии. Агрессия как результат социального научения. Причины неэффективности природных регуляторов человеческой агрессии. Культурные регуляторы агрессии. Роль запретов и табу. Ритуалы как способ нейтрализации агрессии. Типы первобытных обществ по степени их агрессивности и деструктивности (Э. Фромм). Девиация и агрессия в современном обществе: причины и формы контроля. Дискуссия о роли СМИ в формировании агрессивной модели поведения. | Лекции | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Культурные регуляторы агрессии в архаическом и традиционном обществе. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 7. Игра в жизни человека | ||||||
7.1. | Понятие игры, игра как социокультурный феномен. Формы игры (состязание, представление, игра воображения). Роль игры в процессе социализации личности. Специфика игры в сравнении с ритуалом. «Игры, в которые играют люди» (Э. Берн). Драматургический подход к пониманию социальной жизни (И. Гофман). Роль игры в культуре постмодерна. Игровые элементы в массовой коммуникации. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.2. | Драматургический подход к пониманию социальной жизни (И. Гофман). Роль игры в культуре постмодерна. Игровые элементы в массовой коммуникации. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 8. Человек перед лицом смерти | ||||||
8.1. | Мифологические объяснения феномена смерти. Представления о посмертном существовании. Факторы, определяющие участь умершего в загробном мире. Характер и структура загробного мира. Путешествие души в царстве мертвых. Взаимодействие между миром мертвых и миром живых. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
8.2. | Тибетская книга мертвых. Православные представления о посмертном существовании души. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-8, ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
8.3. | Зачет | 4 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Добреньков В.И. | Социальная антропология: учебник | М.: ИНФРА-М, 2005 | |
Л1.2 | Кравченко А.И. | Социальная антропология : учебное пособие | М.: Академ. Проект, 2005 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ярская-Смирнова Е.Р. | Социальная антропология: учебное пособие | Ростов н/Д : Феникс, 2004 | |
Л2.2 | Леви-Строс К. | Структурная антропология : | М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Издательство «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э2 | Издательство «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» | www.journ.msu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Adobe Acrobat Reader Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Практические задания оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на занятиях. Задания для самостоятельной работы оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной, в последнем случае они вносятся в автоматизированную систему Moodle. Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы Moodle. Зачет производится «автоматически», если студент выполнил необходимые задания в течение семестра и набрал минимальное количество баллов по дисциплине. В ситуации, когда студент не набрал минимального количества баллов или же претендует на более высокую оценку, он отвечает устно на вопросы, включенные в билет. В билет включено два теоретических вопроса и практическое задание. На ответ студенту отводится 35 минут. За ответ на вопросы студент может получить максимально 20 баллов. Эти баллы суммируются с набранными за семестр, после чего студент аттестуется: при наборе не менее 50 баллов =- «зачтено», менее 50 баллов – «не зачтено». |