МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Библиотечно-информационный поиск

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Библиотечно-информационный поиск

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 ЖУРНАЛИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Евглевская Е.В., директор НБ АлтГУ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Евглевская Е.В., директор НБ АлтГУ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• Формирование у студентов знаний о возможностях информационных ресурсов библиотеки АлтГУ и образовательных ресурсов сети Интернет;
• формирование у студентов умений, навыков использования библиотечно-библиографических ресурсов в учебной, научной деятельности;
• формирование информационной культуры посредством информационно-образовательной среды вуза.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать знания в области общегуманитарных социальных наук
ПК-1 способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы информационной культуры, Сущность и значение информации в современном информационном обществе, справочные и электронные источники информации; основные методы сбора информации, способы выбирать актуальные темы и проблемы, особенности поиска информации в информационно-поисковых системах и баз данных
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в информационной среде для дальнейшего самообразования, работать с библиографическими источниками информациии современными электронными каталогами и ЭБС. Осуществлять поиск и систематизировать информацию, выявлять актуальные темы и проблемы для публикаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками работы с источниками информации как традиционными так и электронными в аспекте своей специальности, методами сбора и анализа информации, приемами библиографического описания документов и электронных ресурсов,способностью применять полученные знания для развития своего потенциала.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационная культура студента
1.1. Понятия и компоненты информационной культуры. Источники научной информации. Информационные ресурсы России. НБ АлтГУ как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности студента. Лекции 1 2 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 1 16 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Информационно-поисковые системы НБ АлтГУ
2.1. Алгоритм поиска в алфавитном, систематическом каталогах. Практические 1 2 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий. Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Аналитико-синтетическая обработка документов
3.1. Самостоятельное изучение темы "Библиографическая запись". Проработка учебников и учебных пособий. Практические 1 2 ОК-3, ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Самостоятельное изучение темы "Составление списка литературы", проработка учебников и учебных пособий. Сам. работа 1 12 ОК-3, ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к контрольной работе. Сам. работа 1 24 ОК-3, ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Зачет Зачет 1 4 ОК-3, ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Информационно-библиографический поиск: понятие, виды, ПОД.
2. ГСНТИ: федеральные, центральные и региональные центры информации.
3. Библиотечная система России.
4. Алфавитный каталог: структура, назначение, методика поиска.
5. Систематический каталог: структура, назначение, методика поиска.
6. Структура, назначение и методика поиска по каталогам:
а) алфавитный и систематический каталоги иностранной литературы
б) каталог периодических изданий.
7. Структура, назначение и методика поиска изданий по отраслевым библиографическим указателям ИНИОН РАН.
8. Общая схема библиографической записи.
9. Библиографическое описание под заголовком и заглавием.
10. Аналитическая библиографическая запись.
11. Составление списка литературы для курсовых и дипломных работ.
12. Характеристика баз данных локального доступа : «Книги», «Статьи», Периодика», «Труды ученых АлтГУ».
13. Информационные ресурсы удаленного доступа на сайте НБ АлтГУ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Роль информационной культуры в современном обществе.
Аналитико-синтетической переработки информации.
Сетевой информационный поиск.
Развитие информационного общества.
Современные проблемы научно-технической информации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Городнова А.А. Развитие информационного общества: Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Хроленко А.Т., Денисова А.В. Современные информационные технологии для гуманитария : ФЛИНТА, 2007 lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: метод. указания Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭбС "Лань" e.lanbook.com
Э2 ЭБС "Университетская библиотека onlain" biblioclub.ru
Э3 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome и т.п.) для выхода в сеть Интернет
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.