Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 62 | 62 | 62 | 62 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Евглевская Е.В., директор НБ АлтГУ
1.1. | • Формирование у студентов знаний о возможностях информационных ресурсов библиотеки АлтГУ и образовательных ресурсов сети Интернет; • формирование у студентов умений, навыков использования библиотечно-библиографических ресурсов в учебной, научной деятельности; • формирование информационной культуры посредством информационно-образовательной среды вуза. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-3 | способностью использовать знания в области общегуманитарных социальных наук |
ПК-1 | способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы информационной культуры, Сущность и значение информации в современном информационном обществе, справочные и электронные источники информации; основные методы сбора информации, способы выбирать актуальные темы и проблемы, особенности поиска информации в информационно-поисковых системах и баз данных |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в информационной среде для дальнейшего самообразования, работать с библиографическими источниками информациии современными электронными каталогами и ЭБС. Осуществлять поиск и систематизировать информацию, выявлять актуальные темы и проблемы для публикаций. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками работы с источниками информации как традиционными так и электронными в аспекте своей специальности, методами сбора и анализа информации, приемами библиографического описания документов и электронных ресурсов,способностью применять полученные знания для развития своего потенциала. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационная культура студента | ||||||
1.1. | Понятия и компоненты информационной культуры. Источники научной информации. Информационные ресурсы России. НБ АлтГУ как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности студента. | Лекции | 1 | 2 | ОК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 1 | 16 | ОК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Информационно-поисковые системы НБ АлтГУ | ||||||
2.1. | Алгоритм поиска в алфавитном, систематическом каталогах. | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий. | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Аналитико-синтетическая обработка документов | ||||||
3.1. | Самостоятельное изучение темы "Библиографическая запись". Проработка учебников и учебных пособий. | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Самостоятельное изучение темы "Составление списка литературы", проработка учебников и учебных пособий. | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-3, ПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к контрольной работе. | Сам. работа | 1 | 24 | ОК-3, ПК-1 | Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Зачет | Зачет | 1 | 4 | ОК-3, ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Информационно-библиографический поиск: понятие, виды, ПОД. 2. ГСНТИ: федеральные, центральные и региональные центры информации. 3. Библиотечная система России. 4. Алфавитный каталог: структура, назначение, методика поиска. 5. Систематический каталог: структура, назначение, методика поиска. 6. Структура, назначение и методика поиска по каталогам: а) алфавитный и систематический каталоги иностранной литературы б) каталог периодических изданий. 7. Структура, назначение и методика поиска изданий по отраслевым библиографическим указателям ИНИОН РАН. 8. Общая схема библиографической записи. 9. Библиографическое описание под заголовком и заглавием. 10. Аналитическая библиографическая запись. 11. Составление списка литературы для курсовых и дипломных работ. 12. Характеристика баз данных локального доступа : «Книги», «Статьи», Периодика», «Труды ученых АлтГУ». 13. Информационные ресурсы удаленного доступа на сайте НБ АлтГУ. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Роль информационной культуры в современном обществе. Аналитико-синтетической переработки информации. Сетевой информационный поиск. Развитие информационного общества. Современные проблемы научно-технической информации. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова | Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Городнова А.А. | Развитие информационного общества: | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Хроленко А.Т., Денисова А.В. | Современные информационные технологии для гуманитария : | ФЛИНТА, 2007 | lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Нехвядович Л.И. | Искусствоведение: метод. указания | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭбС "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС "Университетская библиотека onlain" | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru. | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome и т.п.) для выхода в сеть Интернет Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |