МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Выразительные средства языка СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Выразительные средства языка СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н, проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.н, проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является: 1) овладение навыками эффективного использования выразительных возможностей единиц разных уровней языка при создании текстов СМИ, отвечающих потребностям и стандартам современной медиакоммуникации; 2) формирование у студентов-журналистов интереса к русскому языку как важнейшей духовной ценности России, существенному фактору интеллектуального и культурного развития современного российского общества.

Для достижения цели ставятся задачи:
определять средства выразительности на разных уровнях языка;
характеризовать языковые, стилистические и коммуникативные нормы современного русского языка в целом и применительно к практике СМИ;
использовать изобразительно-выразительные возможности языка в соответствии с поставленными творческими задачами при подготовке собственных журналистских материалов;
анализировать изобразительно-выразительные средства, используемые в текстах СМИ;
создавать медиатексты определенных стилей и жанров с использованием выразительных средств различных знаковых систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.средства выразительности различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической), нормы, стандарты, форматы, стили разных типов СМИ
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться стандартными и экспрессивными средствами выразительности русского языка различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в профессиональной коммуникации, способен совершенствовать свою языковую и коммуникативную компетентность; выявлять средства выразительности определенного типа СМИ посредством сопоставления этих средств в системе связей с другими СМИ; на основе этого анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с требованиями, принятыми в СМИ разных типов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.свободно владеет нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, в журналистской деятельности; принципами выбора слова и лексической сочетаемости, нормами словообразования, правилами употребления знаков препинания, приемами экспрессивного языкового воздействия, в зависимости от конкретных творческих задач, решаемых в ходе создания журналистского текста. Способен обнаруживать тенденции развития выразительных возможностей разных типов СМИ и в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие о языке СМИ. Тенденции развития языка современных российских СМИ
1.1. Тенденции развития языка СМИ. Понятие образности и выразительности речи. Образные и выразительные средства языка СМИ. Лекции 3 4 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Особенности языка современных российских СМИ Практические 3 2 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Средства выразительности разных уровней языка. Современные тенденции расширения выразительных возможностей разных типов СМИ с использованием различных знаковых систем
2.1. Фонетико-смысловые фигуры. Их использование в устной речи журналиста Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Фонетико-смысловые фигуры. Их использование в устной речи журналиста Практические 3 2 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Графико-смысловые фигуры в современных СМИ Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Графико-смысловые фигуры в современных СМИ Практические 3 2 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Семантико-смысловые фигуры: тропы. Лексико- фразеологические особенности языка СМИ. Их использование в разных типах СМИ. Специфика заголовков. Лекции 3 6 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Семантико-смысловые фигуры: тропы. Лексико- фразеологические особенности языка СМИ. Их использование в разных типах СМИ. Специфика заголовков. Практические 3 4 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Словообразовательные и морфологические особенности языка СМИ Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Словообразовательные и морфологические особенности языка СМИ Практические 3 2 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Структурно-смысловые фигуры: микрофигуры и макрофигуры Средства экспрессивного синтаксиса в заголовках Лекции 3 6 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Структурно-смысловые фигуры: микрофигуры и макрофигуры Средства экспрессивного синтаксиса в заголовках Практические 3 6 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Итоговая контрольная работа «Анализ выразительных средств в СМИ» Сам. работа 3 19 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Портфолио «Журналистский шпионаж» Сам. работа 3 14 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.13. защита портфолио в группе Сам. работа 3 8 ПК-2, ПК-3
2.14. Экзамен 3 27 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Малычева Н.В. Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие М. : Дашков и Ко, 2012
Л1.2 Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка: учебник Флинта, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петрова, Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учебное пособие М. : Флинта, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ. : Флинта: Наука,, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех gramota.ru
Э2 Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике dic.academic.ru
Э3 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Экзамен по курсу выставляется на основе балльно-рейтинговой системы:
1. Контрольная работа – max 40 баллов.
2. Портфолио – max 30 баллов.
3. Экзамен – max 30 баллов.
4. Бонус (вербальный, фото-, аудио-, видео-, графический медиаконтент) - max 10 баллов

Экзамен (результирующая оценка знаний, умений и навыков студентов) выставляется на основании балльно-рейтингового подхода к оцениванию работ, выполняемых студентами самостоятельно в течение всего семестра. Такая система оценки знаний, умений, навыков студентов, во-первых, более объективна, т.к. учитывает результаты нескольких работ студента, а во-вторых, позволяет сделать работу студента более планомерной и потому более качественной. График самостоятельной работы выдается на вводной лекции. Каждое из заданий, выполняемых студентами, имеет определенный коэффициент сложности, все баллы суммируются, в результате выводится итоговая оценка по курсу в целом.
Студент может быть аттестован «автоматически», если он выполнил необходимые задания БРС в течение семестра и набрал достаточное количество баллов по дисциплине. Помимо основных работ, студент имеет возможность набрать дополнительное число баллов за выполнение дополнительных заданий, предложенных преподавателем (бонус).
Студенты, не набравшие минимум баллов (по какой-либо причине), имеют возможность прийти на экзамен и получить необходимые дополнительные баллы за ответ. Экзамен проводится письменно. Билет включает два вопроса: один теоретический, второй – анализ предложенного текста СМИ, направленный на выявление выразительных средств языка СМИ. На выполнение заданий отводится 90 минут, оценка осуществляется в соответствии с предложенными выше критериями.
Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на практических занятиях. Учитывается выполнение индивидуальных домашних заданий. Основной целью подготовки к практическим занятиям является развитие навыков самостоятельного изучения рекомендованной литературы, поиска дополнительных источников и анализа выразительных средств языка СМИ в соответствии с заданием. При работе с примерами необходимо стремиться не только к узнаванию приема или выразительного средства, но и к пониманию цели его употребления в данном контексте, функциональной нагрузки, которой данный прием обладает. Индивидуальная работа в процессе подготовки и в ходе занятий предполагает развитие навыков анализа различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ.
Задания для самостоятельной работы (домашняя контрольная работа и портфолио) оцениваются исходя из отмеченных выше требований (см. задания для самостоятельной работы). Изучение дисциплины предусматривает самостоятельную работу бакалавров с научной литературой, рекомендациями практиков медиаотрасли, применение теоретических знаний к анализу и оценке медиатекстов в соответствии с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов. Ответы представляются в письменной форме (печатной и / или электронной). График самостоятельной работы выдается на вводном занятии.