МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Выразительные средства языка СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Лукашевич Е.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Выразительные средства языка СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 ЖУРНАЛИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н, проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.н, проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является: 1) овладение навыками эффективного использования выразительных возможностей единиц разных уровней языка при создании текстов СМИ, отвечающих потребностям и стандартам современной медиакоммуникации; 2) формирование у студентов-журналистов интереса к русскому языку как важнейшей духовной ценности России, существенному фактору интеллектуального и культурного развития современного российского общества.

Для достижения цели ставятся задачи:
определять средства выразительности на разных уровнях языка;
характеризовать языковые, стилистические и коммуникативные нормы современного русского языка в целом и применительно к практике СМИ;
использовать изобразительно-выразительные возможности языка в соответствии с поставленными творческими задачами при подготовке собственных журналистских материалов;
анализировать изобразительно-выразительные средства, используемые в текстах СМИ;
создавать публицистические тексты определенных стилей и жанров.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Средства выразительности различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической), нормы, стандарты, форматы, стили разных типов СМИ.
Выразительные средства и лингвостилистические ресурсы разных уровней языка; нормы современного русского языка в целом и применительно к практике массмедиа.
3.2.Уметь:
3.2.1.Пользоваться стандартными и экспрессивными средствами выразительности русского языка различных знаковых систем в профессиональной коммуникации; совершенствовать свою языковую и коммуникативную компетентность; выявлять средства выразительности определенного типа СМИ посредством сопоставления этих средств в системе связей с другими СМИ; на основе этого анализировать, оценивать медиатексты, приводить их в соответствие с требованиями, принятыми в СМИ разных типов.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе в журналистской деятельности; принципами выбора слова и лексической сочетаемости, нормами словообразования, правилами употребления знаков препинания, приемами экспрессивного языкового воздействия, в зависимости от конкретных творческих задач, решаемых в ходе создания журналистского текста. Способен обнаруживать тенденции развития выразительных возможностей разных типов СМИ и с использованием различных знаковых систем (вербальной, аудиовизуальной) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие о языке СМИ. Тенденции развития языка СМИ. Средства выразительности разных уровней языка в СМИ
1.1. Тенденции развития языка СМИ. Понятие образности и выразительности речи. Образные и выразительные средства языка СМИ. Лекции 5 2 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Графико-смысловые фигуры. Семантико-смысловые фигуры: тропы. Лексико- фразеологические особенности языка СМИ. Лекции 5 2 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Фонетико-смысловые фигуры. Их использование в устной речи журналиста Сам. работа 5 6 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Семантико- смысловые фигуры: тропы. Лексико- фразеологические особенности языка СМИ. Их использование в разных типах СМИ. Специфика заголовков. Сам. работа 5 8 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Словообразовательные и морфологические особенности языка СМИ Сам. работа 5 6 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Структурно-смысловые фигуры: микрофигуры и макрофигуры Средства экспрессивного синтаксиса в заголовках Сам. работа 5 10 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Выразительные средства языка в современных СМИ Практические 5 2 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Изучение и конспектирование научной литературы по дисциплине Сам. работа 5 10 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Домашняя контрольная работа «Анализ выразительных средств в СМИ» Сам. работа 5 10 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Современные тенденции расширения выразительных средств языка в различных типах СМИ: радио, телевидения, печатных и интернет- СМИ
2.1. Выразительные средства радио, телевидения, печатных и интернет- СМИ Лекции 5 2 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Подготовка и защита портфолио Выразительные средства языка в различных типах СМИ» Сам. работа 5 10 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Зачет 5 4 ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Малычева Н.В. Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие М. : Дашков и Ко, 2012
Л1.2 Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка: учебник Флинта, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Петрова, Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учебное пособие М. : Флинта, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ. : Флинта: Наука,, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех gramota.ru
Э2 Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике dic.academic.ru
Э3 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReade
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на практических занятиях. Учитывается выполнение индивидуальных домашних заданий. Основной целью подготовки к практическим занятиям является развитие навыков самостоятельного изучения рекомендованной литературы, поиска дополнительных источников и анализа выразительных средств языка СМИ в соответствии с заданием. При работе с примерами необходимо стремиться не только к узнаванию приема или выразительного средства, но и к пониманию цели его употребления в данном контексте, функциональной нагрузки, которой данный прием обладает.
Задания для самостоятельной работы (домашняя контрольная работа и портфолио) оцениваются исходя из отмеченных выше требований (см. задания для самостоятельной работы). Изучение дисциплины предусматривает самостоятельную работу бакалавров с научной литературой, рекомендациями практиков медиаотрасли, применение теоретических знаний к анализу и оценке медиатексов в соответствии с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов. Индивидуальная работа в процессе подготовки предполагает развитие навыков анализа различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ. Ответы представляются в письменной форме (печатной и / или электронной). График самостоятельной работы выдается на вводном занятии.
Зачет производится «автоматически», если студент выполнил необходимые практические задания и задания для самостоятельной работы, участвовал в обсуждении проблем дисциплины на занятиях. В ситуации, если студент не выполнил задания для самостоятельной работы, он сдает зачет устно. Билет включает два задания: 1) один вопрос из предложенного для подготовки списка; 2) собеседование по домашней контрольной работе «Анализ выразительных средств в СМИ». На ответ, как правило, отводится 35 минут.