Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.н, проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целью изучения дисциплины является: 1) овладение навыками эффективного использования выразительных возможностей единиц разных уровней языка при создании текстов СМИ, отвечающих потребностям и стандартам современной медиакоммуникации; 2) формирование у студентов-журналистов интереса к русскому языку как важнейшей духовной ценности России, существенному фактору интеллектуального и культурного развития современного российского общества. Для достижения цели ставятся задачи: определять средства выразительности на разных уровнях языка; характеризовать языковые, стилистические и коммуникативные нормы современного русского языка в целом и применительно к практике СМИ; использовать изобразительно-выразительные возможности языка в соответствии с поставленными творческими задачами при подготовке собственных журналистских материалов; анализировать изобразительно-выразительные средства, используемые в текстах СМИ; создавать публицистические тексты определенных стилей и жанров. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07 |
ПК-2 | способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах |
ПК-3 | способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Средства выразительности различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической), нормы, стандарты, форматы, стили разных типов СМИ. Выразительные средства и лингвостилистические ресурсы разных уровней языка; нормы современного русского языка в целом и применительно к практике массмедиа. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Пользоваться стандартными и экспрессивными средствами выразительности русского языка различных знаковых систем в профессиональной коммуникации; совершенствовать свою языковую и коммуникативную компетентность; выявлять средства выразительности определенного типа СМИ посредством сопоставления этих средств в системе связей с другими СМИ; на основе этого анализировать, оценивать медиатексты, приводить их в соответствие с требованиями, принятыми в СМИ разных типов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе в журналистской деятельности; принципами выбора слова и лексической сочетаемости, нормами словообразования, правилами употребления знаков препинания, приемами экспрессивного языкового воздействия, в зависимости от конкретных творческих задач, решаемых в ходе создания журналистского текста. Способен обнаруживать тенденции развития выразительных возможностей разных типов СМИ и с использованием различных знаковых систем (вербальной, аудиовизуальной) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие о языке СМИ. Тенденции развития языка СМИ. Средства выразительности разных уровней языка в СМИ | ||||||
1.1. | Тенденции развития языка СМИ. Понятие образности и выразительности речи. Образные и выразительные средства языка СМИ. | Лекции | 5 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Графико-смысловые фигуры. Семантико-смысловые фигуры: тропы. Лексико- фразеологические особенности языка СМИ. | Лекции | 5 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Фонетико-смысловые фигуры. Их использование в устной речи журналиста | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Семантико- смысловые фигуры: тропы. Лексико- фразеологические особенности языка СМИ. Их использование в разных типах СМИ. Специфика заголовков. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Словообразовательные и морфологические особенности языка СМИ | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Структурно-смысловые фигуры: микрофигуры и макрофигуры Средства экспрессивного синтаксиса в заголовках | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Выразительные средства языка в современных СМИ | Практические | 5 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Изучение и конспектирование научной литературы по дисциплине | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Домашняя контрольная работа «Анализ выразительных средств в СМИ» | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Современные тенденции расширения выразительных средств языка в различных типах СМИ: радио, телевидения, печатных и интернет- СМИ | ||||||
2.1. | Выразительные средства радио, телевидения, печатных и интернет- СМИ | Лекции | 5 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Подготовка и защита портфолио Выразительные средства языка в различных типах СМИ» | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Зачет | 5 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Малычева Н.В. | Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие | М. : Дашков и Ко, 2012 | |
Л1.2 | Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. | Стилистика русского языка: учебник | Флинта, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Петрова, Н.Е. | Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учебное пособие | М. : Флинта, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. | Публицистический текст. Лингвистический анализ. : | Флинта: Наука,, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех | gramota.ru | ||
Э2 | Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике | dic.academic.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReade | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на практических занятиях. Учитывается выполнение индивидуальных домашних заданий. Основной целью подготовки к практическим занятиям является развитие навыков самостоятельного изучения рекомендованной литературы, поиска дополнительных источников и анализа выразительных средств языка СМИ в соответствии с заданием. При работе с примерами необходимо стремиться не только к узнаванию приема или выразительного средства, но и к пониманию цели его употребления в данном контексте, функциональной нагрузки, которой данный прием обладает. Задания для самостоятельной работы (домашняя контрольная работа и портфолио) оцениваются исходя из отмеченных выше требований (см. задания для самостоятельной работы). Изучение дисциплины предусматривает самостоятельную работу бакалавров с научной литературой, рекомендациями практиков медиаотрасли, применение теоретических знаний к анализу и оценке медиатексов в соответствии с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов. Индивидуальная работа в процессе подготовки предполагает развитие навыков анализа различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ. Ответы представляются в письменной форме (печатной и / или электронной). График самостоятельной работы выдается на вводном занятии. Зачет производится «автоматически», если студент выполнил необходимые практические задания и задания для самостоятельной работы, участвовал в обсуждении проблем дисциплины на занятиях. В ситуации, если студент не выполнил задания для самостоятельной работы, он сдает зачет устно. Билет включает два задания: 1) один вопрос из предложенного для подготовки списка; 2) собеседование по домашней контрольной работе «Анализ выразительных средств в СМИ». На ответ, как правило, отводится 35 минут. |