Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., проф.
1.1. | Целями и задачами освоения учебной дисциплины «Дизайн печатных СМИ» являются: ознакомление студентов с содержанием разных видов профессиональной журналистской деятельности – проектно-аналитической, авторской, производственно-технологической деятельности; способствование освоению соответствующих методов работы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-20 | способностью использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ |
ПК-3 | способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные требования к медиатекстам, правила дизайна и инфографики и тенденции их развития, современные технические средства и технологии; основные требования к современным медиатекстам, принятые нормы, основные форматы и стили. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать современные технические средства и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, организовывать производственный процесс, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт; самостоятельно ставить и выполнять актуальные и перспективные творческие и технические задачи. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения полученных знаний в журналистской профессии, организации основных этапов производства медиатекста, его обработки и трансформации в зависимости от требований СМИ разного типа. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Издательская программа InDesign и дизайн печатных изданий | ||||||
1.1. | Основные опции издательской программы InDesign. Форматы изданий; колонная, базовая, модульная сетки; виды верстки. Разработка композиционных схем на форматах А4, А3, А2. | Практические | 4 | 2 | ОПК-20, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Базовые знания о шрифте. Типографский шрифт, шрифтовая гарнитура. Строение буквы. Классификация шрифтов по начертаниям. Классификация шрифтов по рисунку. Кегль шрифта. | Практические | 4 | 2 | ОПК-20, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Оформление текста: колонка, абзац; шрифтовая гарнитура, начертание, кегль; интерлиньяж; выключка; способы выделения | Практические | 4 | 2 | ОПК-20, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
1.4. | Размещение фотографий: 1-2 или несколько фотографий на полосе, фотографии в блоке; кадрирование, обтекание текстом | Практические | 4 | 2 | ОПК-20, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
1.5. | Верстка полос по макету (образцу); культура верстки | Практические | 4 | 1 | ОПК-20, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
1.6. | Активное использование инфографики, ее виды. Стратегия создания первой полосы. Четкая структуризация рубрик, отделов, вкладок, приложений. | Практические | 4 | 1 | ОПК-20, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
1.7. | Изучение материала учебников и учебных пособий | Сам. работа | 4 | 20 | ОПК-20, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
1.8. | Выполенение индивидуальных домашних заданий, верстка полос | Сам. работа | 4 | 15 | ОПК-20, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. Композиционно-графические модели издания | ||||||
2.1. | Компактный формат и компактизация содержания | Практические | 4 | 1 | ОПК-20, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
2.2. | Визуализация содержания: качественный иллюстративный ряд, развитая навигационная система, визуальная пунктуация | Практические | 4 | 1 | ОПК-20, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
2.3. | Изучение основных опций издательской программы | Сам. работа | 4 | 15 | ОПК-20, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
2.4. | Разработка КГМ издания | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-20, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Головко С. В. | Дизайн деловых периодических изданий: учеб. пособие для вузов | М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115037 |
Л1.2 | Божко А.Н. | Обработка растровых изображений в Adobe Photoshop: | М. : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ»//ЭБС «Университетская библиотека online», 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Клещев, О.И. | Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование : учебное пособие | Екатеринбург : Архитектон, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455449 |
Л2.2 | Галкин С.И. | Техника и технология СМИ: художественное конструирование газеты и журнала: Учебное пособие | М.:Аспект Пресс, 2007 | |
Л2.3 | Проскурин, Евгений Геннадьевич | Основы рекламы: типографика, верстка и макетирование печатных средств массовой информации : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Flickr — фотохостинг | www.flickr.com | ||
Э2 | Конструктор сайтов | tilda.cc | ||
Э3 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
205Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
При прохождении практического курса студенты должны освоить основные опции издательской программы InDesign, научиться разработке композиционно-графической модели издания. Теоретическая база - указанные в списке литературы учебные пособия. Изучение тем на практических занятиях сопровождается демонстрацией презентаций ОСНОВНЫЕ ОПЦИИ издательской программы InDesign: открыть новый файл, параметры рабочего окна (формат, поля, колонки), поместить (импорт), размерные и направляющие линейки; инструментарий; сохранение в формате .pdf. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА Абзац – относительно небольшой период (небольшая часть) текста, заключающий в себе сверхфразовое единство и выраженный графически. Обычным приемом, показывающим начало абзаца, является отступ. Кроме того: новострочие без отступа («тупое» начало, тупая строка), пробельная строка (швейцарский абзац), втяжка всех строк абзаца, кроме первой, параграфный знак и др. Колонка, или столбец, – часть полосы при многоколонной верстке издания, образуемая строками, которые набраны на формат, составляющий определенную долю от общего формата набора полосы, и отделенная от смежной колонки вертикальным пробелом. Выключка строки – это формирование строки или (иначе) заполнение строки заданного формата символами и пробелами с учетом вида выключки. Виды выключки: по формату, вправо, влево, по центру. Кегль (размер) шрифта для основного текста и интерлиньяж (междустрочный пробел). Удобочитаемость – свойства текстового материала, характеризующие комфортабельность и легкость восприятия его человеком. Основными факторами, влияющими на удобочитаемость, являются: геометрические параметры шрифта (гарнитура, кегль, начерта¬ние и размеры очка литеры); технологические параметры набора (длина строки, размеры ин-терлиньяжа, пробелов между словами, буквами); композиционное расположение материала на странице. Заголовок – неотъемлемый атрибут текста и важнейший элемент издания. Вокруг заголовка размещаются другие элементы (рубрика, надзаголовок, подзаголовок, лид), которые все вместе составляют единый заголовочный комплекс. Способы выделения в тексте – шрифтовые и нешрифтовые. Шрифтовые способы: изменение начертания шрифта, разрядка, набор прописными буквами, капителью, шрифтом другой гарнитуры. Нешрифтовые выделения: это композиционные (втяжка, буквица, использование линеек, рамок) и цветовые (выделение цветом шрифта, выворотка, фоновые подложки). Особые текстовые блоки: лид (врезка), постскриптум, вынос в тексте, авторская подпись, подпись, сопровождающую иллюстрацию, географическая и другие ссылки. ВЕРСТКА Это процесс формирования газетных или журнальных полос с использованием заготовленного текстового и иллюстрационного материала, а также других дополнительных графических элементов в соответствии с разработанным макетом или на основе макета-шаблона. На профессиональном жаргоне версткой также называют сверстанные полосы. Формат: в отечественной газетной практике используется три стандартных формата: большой – А2 (420х594 мм), малый – А3 (297х420 мм), сверхмалый – А4 (210х297 мм). Журнальные форматы более разнообразны, чем газетные. Формат журнала обозначается форматом печатной бумаги (в сантиметрах) и долей листа, образующейся от числа сгибов при фальцовке (например, 70х108/8 или 60х90/16). От формата издания зависит формат колонок. Конфигурацией материалов, а также их расположением по горизонтали и вертикали и относительно центра полосы определяются виды верстки: прямоугольная (прямая, простая) и ломаная; горизонтальная и вертикальная; горизонтальная с вертикальными пересечениями и вертикальная с горизонтальными пересечениями; симметричная и асимметричная верстка. Кроме того, еще такие виды верстки: открытая, закрытая, глухая верстка, верстка на полях и под обрез, ярусная и др., которые характерны скорее журналам, нежели газетам. Расположение (размещение) заголовков может быть различно; основные способы: над текстом, сбоку от текста; внутри текста. Правила, которые необходимо соблюдать при размещении заголовочного комплекса: читатель должен с первого взгляда определить, что этот заголовок (заголовочный комплекс) относится именно к этому материалу; между элементами заголовочного комплекса должна быть до¬статочно четкая субординация. Иллюстрация – мощный графический элемент на полосе, ее сила — в наглядности, документальности, быстроте прочтения заключенной в ней информации, образности. Функ¬ции фотоиллюстрации как графического элемента оформления: средство акцентирования внимания читателя, средство ориентации на полосе, средство художественного оформления. Информационные фотожанры: новостная фотография, фотоиллюстрация и фоторепортаж. Художественно-публицистические жанры: фотоочерк, фотопортрет, фотопейзаж, фотонатюр-морт. Формы фотографии: прямоугольник (наиболее распространен), силуэт. Размещение фотографий на полосе: учитывать «направление» (силовые линии) фотографии; фотографии, иллюстрирующие текст, лучше расположить над или под заголовком; выделить главенствую-щую фотографию на полосе; снимки на полосе не должны быть одинакового размера и оди-наковой формы. Инфографика: ее виды – таблицы, графики, диаграммы; карты погоды, различные схемы, в том числе логические, графические истории. Требования, предъявляемые к инфографике: не перегружать лишними деталями, дать заголовок или пояснительную подпись, сделать ссылку на источник информации, суть информации выразить четко и понятно. Инфографика используется и как самостоятельный материал, и как наглядно иллюстрирующий текстовую публикацию. Вспомогательные графические элементы: пробелы, линейки (их назначение: разделять, объединять, выделять), а также типографкие украшения (их современное назначение: акцентирование на какой-то части текста, своеобразное руководство вниманием читателя на полосе, в номере). Формы подачи материалов на полосе: отдельные материалы как самостоятельные единицы, подборка – объединение нескольких материалов на основе какого-либо общего их качества, тематическая страница, разворот, «газета в газете». КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Логотип издания – это название, выраженное в графической форме, имеющей жесткую (устойчивую) композицию, в которую могут входить несколько элементов. Шрифтовое решение: одна или две гарнитуры; одна гарнитура – различные начертания, разные кегли. Некоторые композиционные приемы, используемые при создании логотипов: выделение первых букв в названии газеты; использование одной буквы для двух слов; введение аббревиатуры и ее акцентирование; акцентирование слова; использование вспомогательных графических элементов: линеек, рамок, подложек; введение изобразительных элементов (рисунков, фотографий) – вместо одной из букв в название, в композицию логотипа. Титульный комплекс на первой полосе, в его составе: логотип, а также текстовые строки, обозначающие некоторые выходные данные (тип издания, территория распространения, дата основания издания, номер и дата выхода текущего номера, его цена). Общая композиция титульного комплекса устойчивая, в нее могут входить дополнительные графические элементы (иллюстрация, линейки, рамки, подложки). Композиционно-графическая модель газеты – конструкция, которая включает в себя структуру тематики, формы организации и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты. Оформляется документально (например, альбом). КГМ включает: Размерные характеристики: формат издания, размеры полосы (соответственно – для вкладок и приложений, если они есть), объем (количество страниц, количество печатных листов), количество и формат колонок на полосе, варианты на разных полосах, другие используемые форматы текстовых блоков (какие, для каких целей). Структура номера: закрепление тематических разделов по полосам, вкладки, приложения, варианты композиционного решения первой полосы, варианты верстки на внутренних полосах (схемы конструкций с указанием количества строк), типичное количество материалов на внутренних полосах, варианты композиционного решения последней полосы. Основа: колонная, базовая, модульная сетки. Постоянные компоненты модели: логотип издания (элементы, входящие в конструкцию титульного комплекса, размер и размещение), колонтитул (элементы, его составляющие, размер и размещение; особое информационное наполнение колонтитула), блок служебных сведений (что входит, акценты в выделении частей блока), его место в издании. Анонсирование материалов в номере: типичные элементы анонса, композиционные схемы, размещение анонсов в номере. Шрифт в издании: шрифтовые гарнитуры: для текста, для заголовочного комплекса, используемые начертания шрифтов (какие, для каких целей), кегль и интерлиньяж основного текста, вариации кеглей в заголовочном комплексе (сколько, для каких элементов заголовоч-ного комплекса). Оформление текста и некоторых особых текстовых блоков: способы обозначения начала абзаца, величина абзацного отступа, выключка: ее виды, используемые для основного текста и других текстовых блоков, способы выделения в тексте (шрифтовые и нешрифтовые) – для каких видов текста, подача врезок (лида), постскриптума, авторской подписи, выносов в тексте, иных точек входа в публикацию (если таковые есть) Заголовочный комплекс: собственно заголовок (где размещается, пространство, занимаемое заголовочным комплексом, выключка, деление на строки), другие элементы заголовочного комплекса (где размещаются, выключка), использование шрифтовых и композиционных приемов для оформления заголовков и других элементов заголовочного комплекса. Иллюстрация и инфографика: количество иллюстраций (в среднем по полосам), размещение иллюстраций на полосе (типичное, возможное), формы фотографий (прямоугольник – какой преимущественно, силуэт и т.д.), особые приемы подачи фотографий (наложение, под углом и т.д.), подпись под фотографией, подпись автора фотографии, использование рисунков, инфографика (назначение, частота использования, виды инфографики). Дополнительные графические элементы: основной межколонный пробел (величина, соблюдение на всех полосах), пробелы между колонкой и линейкой (рамкой), между заголовком и колонками, между текстом и иллюстрациями, использование особых белых пятен (где, в каких целях), линейки и рамки (какие, где используются), типографские украшения (какие, где используются). Цвет: при черно-белом варианте – используются ли серые линейки, фоновые подложки, различные оттенки серого, выворотка – для каких элементов, при полноцветном варианте – что дается в полном цвете, для каких элементов используется один цвет (какой). Размещение рекламы, программы ТВ: размещение рекламы (где, какая), подача программы телевидения (на каких полосах или в виде вкладки, информационное дополнение к программе; приемы, используемые для выделения в тексте программы). |