МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн средств массовой информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 73
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 19 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 26 26 18 18 44 44
Сам. работа 46 46 27 27 73 73
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
ст. преп., Рюхов П.С.;к.ф.н., доцент, Овчинников В.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Дизайн средств массовой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями и задачами освоения учебной дисциплины «Дизайн печатных СМИ» являются: ознакомление студентов с содержанием разных видов профессиональной журналистской деятельности – проектно-аналитической, авторской, производственно-технологической деятельности; способствование освоению соответствующих методов работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-20 способность использовать современную техническую базу и новейшие цифровые технологии, применяемые в медиасфере, для решения профессиональных задач, ориентироваться в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ
ПК-3 способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных принципах разработки концепции печатного издания, его композиционно-графической модели; современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ; особенностях технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в профессиональной деятельности цифровые технологии, цифровую технику, пользоваться основным программным обеспечением, необходимым для создания и обработки текстов, визуальной информации, моделирования печатного издания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками и умениями для разработки и создания композиционно-графической модели печатного издания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Издательская программа InDesign и дизайн печатных изданий
1.1. Основные опции издательской программы InDesign Практические 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Форматы изданий; колонная, базовая, модульная сетки; виды верстки. Разработка композиционных схем на форматах А4, А3, А2. Практические 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Базовые знания о шрифте. Типографский шрифт, шрифтовая гарнитура. Строение буквы. Классификация шрифтов по начертаниям. Классификация шрифтов по рисунку. Кегль шрифта. Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Оформление текста: колонка, абзац; шрифтовая гарнитура, начертание, кегль; интерлиньяж; выключка; способы выделения Практические 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Размещение фотографий: 1-2 или несколько фотографий на полосе, фотографии в блоке; кадрирование, обтекание текстом Практические 5 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Верстка полос по макету (образцу); культура верстки Практические 5 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Знакомство с современными тенденциями газетного и журнального дизайна. Практические 5 1 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Активное использование инфографики, ее виды. Стратегия создания первой полосы. Четкая структуризация рубрик, отделов, вкладок, приложений. Практические 5 5 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.9. Изучение материала учебников и учебных пособий Сам. работа 5 24 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
1.10. Выполенение индивидуальных домашних заданий, верстка полос Сам. работа 5 22 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Композиционно-графические модели издания
2.1. Компактный формат и компактизация содержания Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Визуализация содержания: качественный иллюстративный ряд, развитая навигационная система, визуальная пунктуация Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Разработка логотипа издания: шрифтовое и композиционное решения Практические 6 6 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Разработка композиционно-графической модели издания: элементы и комплексы КГМ Практические 6 4 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Типометрия. Шрифтовая концепция издания Практические 6 2 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Изучение основных опций издательской программы Сам. работа 6 17 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Разработка КГМ издания Сам. работа 6 10 ПК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1
2.8. Экзамен 6 27 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Головко С. В. Дизайн деловых периодических изданий: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115037
Л1.2 Божко А.Н. Обработка растровых изображений в Adobe Photoshop: М. : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ»//ЭБС «Университетская библиотека online», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Клещев, О.И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование : учебное пособие Екатеринбург : Архитектон, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455449
Л2.2 Галкин С.И. Техника и технология СМИ: художественное конструирование газеты и журнала: Учебное пособие М.:Аспект Пресс, 2007
Л2.3 Проскурин, Евгений Геннадьевич Основы рекламы: типографика, верстка и макетирование печатных средств массовой информации : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Flickr — фотохостинг www.flickr.com
Э2 Конструктор сайтов tilda.cc
Э3 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При прохождении практического курса студенты должны освоить основные опции издательской программы InDesign, научиться разработке композиционно-графической модели издания. Теоретическая база - указанные в списке литературы учебные пособия.


Изучение тем на практических занятиях сопровождается демонстрацией презентаций

ОСНОВНЫЕ ОПЦИИ издательской программы InDesign: открыть новый файл, параметры рабочего окна (формат, поля, колонки), поместить (импорт), размерные и направляющие линейки; инструментарий; сохранение в формате .pdf.
ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА
Абзац – относительно небольшой период (небольшая часть) текста, заключающий в себе сверхфразовое единство и выраженный графически. Обычным приемом, показывающим начало абзаца, является отступ. Кроме того: новострочие без отступа («тупое» начало, тупая строка), пробельная строка (швейцарский абзац), втяжка всех строк абзаца, кроме первой, параграфный знак и др.
Колонка, или столбец, – часть полосы при многоколонной верстке издания, образуемая строками, которые набраны на формат, составляющий определенную долю от общего формата набора полосы, и отделенная от смежной колонки вертикальным пробелом.
Выключка строки – это формирование строки или (иначе) заполнение строки заданного формата символами и пробелами с учетом вида выключки. Виды выключки: по формату, вправо, влево, по центру.
Кегль (размер) шрифта для основного текста и интерлиньяж (междустрочный пробел).
Удобочитаемость – свойства текстового материала, характеризующие комфортабельность и легкость восприятия его человеком. Основными факторами, влияющими на удобочитаемость, являются: геометрические параметры шрифта (гарнитура, кегль, начерта¬ние и размеры очка литеры); технологические параметры набора (длина строки, размеры ин-терлиньяжа, пробелов между словами, буквами); композиционное расположение материала на странице.
Заголовок – неотъемлемый атрибут текста и важнейший элемент издания. Вокруг заголовка размещаются другие элементы (рубрика, надзаголовок, подзаголовок, лид), которые все вместе составляют единый заголовочный комплекс.
Способы выделения в тексте – шрифтовые и нешрифтовые. Шрифтовые способы: изменение начертания шрифта, разрядка, набор прописными буквами, капителью, шрифтом другой гарнитуры. Нешрифтовые выделения: это композиционные (втяжка, буквица, использование линеек, рамок) и цветовые (выделение цветом шрифта, выворотка, фоновые подложки).
Особые текстовые блоки: лид (врезка), постскриптум, вынос в тексте, авторская подпись, подпись, сопровождающую иллюстрацию, географическая и другие ссылки.
ВЕРСТКА
Это процесс формирования газетных или журнальных полос с использованием заготовленного текстового и иллюстрационного материала, а также других дополнительных графических элементов в соответствии с разработанным макетом или на основе макета-шаблона. На профессиональном жаргоне версткой также называют сверстанные полосы.
Формат: в отечественной газетной практике используется три стандартных формата: большой – А2 (420х594 мм), малый – А3 (297х420 мм), сверхмалый – А4 (210х297 мм). Журнальные форматы более разнообразны, чем газетные. Формат журнала обозначается форматом печатной бумаги (в сантиметрах) и долей листа, образующейся от числа сгибов при фальцовке (например, 70х108/8 или 60х90/16). От формата издания зависит формат колонок.
Конфигурацией материалов, а также их расположением по горизонтали и вертикали и относительно центра полосы определяются виды верстки: прямоугольная (прямая, простая) и ломаная; горизонтальная и вертикальная; горизонтальная с вертикальными пересечениями и вертикальная с горизонтальными пересечениями; симметричная и асимметричная верстка. Кроме того, еще такие виды верстки: открытая, закрытая, глухая верстка, верстка на полях и под обрез, ярусная и др., которые характерны скорее журналам, нежели газетам.
Расположение (размещение) заголовков может быть различно; основные способы: над текстом, сбоку от текста; внутри текста. Правила, которые необходимо соблюдать при размещении заголовочного комплекса: читатель должен с первого взгляда определить, что этот заголовок (заголовочный комплекс) относится именно к этому материалу; между элементами заголовочного комплекса должна быть до¬статочно четкая субординация.
Иллюстрация – мощный графический элемент на полосе, ее сила — в наглядности, документальности, быстроте прочтения заключенной в ней информации, образности. Функ¬ции фотоиллюстрации как графического элемента оформления: средство акцентирования внимания читателя, средство ориентации на полосе, средство художественного оформления. Информационные фотожанры: новостная фотография, фотоиллюстрация и фоторепортаж. Художественно-публицистические жанры: фотоочерк, фотопортрет, фотопейзаж, фотонатюр-морт. Формы фотографии: прямоугольник (наиболее распространен), силуэт. Размещение фотографий на полосе: учитывать «направление» (силовые линии) фотографии; фотографии, иллюстрирующие текст, лучше расположить над или под заголовком; выделить главенствую-щую фотографию на полосе; снимки на полосе не должны быть одинакового размера и оди-наковой формы.
Инфографика: ее виды – таблицы, графики, диаграммы; карты погоды, различные схемы, в том числе логические, графические истории. Требования, предъявляемые к инфографике: не перегружать лишними деталями, дать заголовок или пояснительную подпись, сделать ссылку на источник информации, суть информации выразить четко и понятно. Инфографика используется и как самостоятельный материал, и как наглядно иллюстрирующий текстовую публикацию.
Вспомогательные графические элементы: пробелы, линейки (их назначение: разделять, объединять, выделять), а также типографкие украшения (их современное назначение: акцентирование на какой-то части текста, своеобразное руководство вниманием читателя на полосе, в номере).
Формы подачи материалов на полосе: отдельные материалы как самостоятельные единицы, подборка – объединение нескольких материалов на основе какого-либо общего их качества, тематическая страница, разворот, «газета в газете».
КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Логотип издания – это название, выраженное в графической форме, имеющей жесткую (устойчивую) композицию, в которую могут входить несколько элементов.
Шрифтовое решение: одна или две гарнитуры; одна гарнитура – различные начертания, разные кегли.
Некоторые композиционные приемы, используемые при создании логотипов: выделение первых букв в названии газеты; использование одной буквы для двух слов; введение аббревиатуры и ее акцентирование; акцентирование слова; использование вспомогательных графических элементов: линеек, рамок, подложек; введение изобразительных элементов (рисунков, фотографий) – вместо одной из букв в название, в композицию логотипа.
Титульный комплекс на первой полосе, в его составе: логотип, а также текстовые строки, обозначающие некоторые выходные данные (тип издания, территория распространения, дата основания издания, номер и дата выхода текущего номера, его цена). Общая композиция титульного комплекса устойчивая, в нее могут входить дополнительные графические элементы (иллюстрация, линейки, рамки, подложки).
Композиционно-графическая модель газеты – конструкция, которая включает в себя структуру тематики, формы организации и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты. Оформляется документально (например, альбом).
КГМ включает:
Размерные характеристики: формат издания, размеры полосы (соответственно – для вкладок и приложений, если они есть), объем (количество страниц, количество печатных листов), количество и формат колонок на полосе, варианты на разных полосах, другие используемые форматы текстовых блоков (какие, для каких целей).
Структура номера: закрепление тематических разделов по полосам, вкладки, приложения, варианты композиционного решения первой полосы, варианты верстки на внутренних полосах (схемы конструкций с указанием количества строк), типичное количество материалов на внутренних полосах, варианты композиционного решения последней полосы. Основа: колонная, базовая, модульная сетки.
Постоянные компоненты модели: логотип издания (элементы, входящие в конструкцию титульного комплекса, размер и размещение), колонтитул (элементы, его составляющие, размер и размещение; особое информационное наполнение колонтитула), блок служебных сведений (что входит, акценты в выделении частей блока), его место в издании.
Анонсирование материалов в номере: типичные элементы анонса, композиционные схемы, размещение анонсов в номере.
Шрифт в издании: шрифтовые гарнитуры: для текста, для заголовочного комплекса, используемые начертания шрифтов (какие, для каких целей), кегль и интерлиньяж основного текста, вариации кеглей в заголовочном комплексе (сколько, для каких элементов заголовоч-ного комплекса).
Оформление текста и некоторых особых текстовых блоков: способы обозначения начала абзаца, величина абзацного отступа, выключка: ее виды, используемые для основного текста и других текстовых блоков, способы выделения в тексте (шрифтовые и нешрифтовые) – для каких видов текста, подача врезок (лида), постскриптума, авторской подписи, выносов в тексте, иных точек входа в публикацию (если таковые есть)
Заголовочный комплекс: собственно заголовок (где размещается, пространство, занимаемое заголовочным комплексом, выключка, деление на строки), другие элементы заголовочного комплекса (где размещаются, выключка), использование шрифтовых и композиционных приемов для оформления заголовков и других элементов заголовочного комплекса.
Иллюстрация и инфографика: количество иллюстраций (в среднем по полосам), размещение иллюстраций на полосе (типичное, возможное), формы фотографий (прямоугольник – какой преимущественно, силуэт и т.д.), особые приемы подачи фотографий (наложение, под углом и т.д.), подпись под фотографией, подпись автора фотографии, использование рисунков, инфографика (назначение, частота использования, виды инфографики).
Дополнительные графические элементы: основной межколонный пробел (величина, соблюдение на всех полосах), пробелы между колонкой и линейкой (рамкой), между заголовком и колонками, между текстом и иллюстрациями, использование особых белых пятен (где, в каких целях), линейки и рамки (какие, где используются), типографские украшения (какие, где используются).
Цвет: при черно-белом варианте – используются ли серые линейки, фоновые подложки, различные оттенки серого, выворотка – для каких элементов, при полноцветном варианте – что дается в полном цвете, для каких элементов используется один цвет (какой).
Размещение рекламы, программы ТВ: размещение рекламы (где, какая), подача программы телевидения (на каких полосах или в виде вкладки, информационное дополнение к программе; приемы, используемые для выделения в тексте программы).