МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Журналистика в этнокультурном взаимодействии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Журналистика в этнокультурном взаимодействии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является формирование у студентов профессиональных норм освещения этнических аспектов жизни общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-19 способностью понимать специфику работы в условиях мультимедийной среды, владеть методами и технологиями подготовки медиапродукта в разных знаковых системах
ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы теории коммуникации, специфику журналистики, ее функции и принципы, особенности массовой информации;этические регуляторы в журналистской деятельности, российские и международные этические нормы, кодексы профессиональной этики.
3.2.Уметь:
3.2.1.Вписывать события в социокультурный контекст;панорамно видеть социкультурную динамику;делать социально- политические выводы из конкретных событий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками получения достоверной информации о социально значимых явлениях;навыками общения с представителями разных культур;навыками общения с представителями разных социальных слоев общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и место этнологии в системе гуманитарных и социальных наук
1.1. Введение в этножурналистику. Этнология в системе гуманитарных и социальных наук Лекции 4 2 ОПК-19, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Основные этнологические школы и направления: история и современность
2.1. Основные этнологические школы и направления: история и современность Лекции 4 4 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Написание реферата Сам. работа 4 10 ОПК-19, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Этнос и этничность: основные теории и методологические подходы
3.1. Этнос и этничность: основные теории и методологические подходы Сам. работа 4 6 ОПК-19, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Этническая картина мира
4.1. Этническая картина мира Сам. работа 4 4 ОПК-19, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Сам. работа 4 10 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Этнические меньшинства в социальной структуре России
5.1. Этнические меньшинства в социальной структуре России Сам. работа 4 6 ОПК-19, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Этнические конфликты и их регулирование
6.1. Этнические конфликты и их регулирование Сам. работа 4 6 ОПК-19, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 7. СМИ, национализм и этнические проблемы
7.1. СМИ, национализм и этнические проблемы Сам. работа 4 6 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 8. Освещение этничности в средствах массовой информации
8.1. Освещение этничности в средствах массовой информации Сам. работа 4 6 ОПК-19, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 9. Этническая толерантность и СМИ
9.1. Этническая толерантность и СМИ Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 10. Этнос - как природное и социальное явление: основные подходы к определению
10.1. Написание эссе Сам. работа 4 8 ОПК-19, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 11. Мониторинг этнической информации в печати
11.1. Мониторинг этнической информации в печати Сам. работа 4 4 ОПК-19, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 12. Межэтнические конфликты и журналисты
12.1. Межэтнические конфликты и журналисты Сам. работа 4 5 ОПК-19, ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 13. Речевая агрессия («Язык вражды» в российских СМИ)
13.1. Речевая агрессия («Язык вражды» в российских СМИ) Сам. работа 4 5 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 14. Диагностика толерантности в электронных СМИ
14.1. Диагностика толерантности в электронных СМИ Сам. работа 4 6 ОПК-19, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
14.2. Глоссарий ключевых понятий Сам. работа 4 8 ПК-2, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста: учеб. для вузов СПб.: Питер, 2011
Л1.2 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение: учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Л1.3 Коханова, Л.А. Основы теории журналистики: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коханова Л.А. Основы теории журналистики: учебное пособие Юнити-Дана , 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692
Л2.2 Кравченко А.И. Социология: учебник М.: Юрайт, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э3 Электронная библиотека публикаций СМИ www.public.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.