МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интернет-журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Интернет-журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины — обучить студентов основам и принципам особенностей организации профессиональной деятельности в СМИ, работающих в рамках Интернет-пространства, использования Интернет-пространства в профессиональной деятельности.
Основными задачами изучения дисциплины «Интернет-журналистика» являются: 1) изучение современных тенденций освоения Интернет-пространства современными производителями информации и конвергентные процессы современной медиаиндустрии; 2) теоретическое и практическое изучение Интернет-СМИ как части современной медиасистемы; 3)выработка практических навыков организации творческого процесса и использования Интернет-пространства в профессиональной деятельности; 4)знакомство с вопросами правового регулирования массовой информации в сети Интернет и легитимного использования ресурсов сети в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методику работы с различными мультимедийными жанрами и форматами сетевого контента, правила создания информационного контента в различных интернет-СМИ
3.2.Уметь:
3.2.1.адаптировать информацию для различных мультимедийных платформ, работать в рамках требований различных мультимедийных редакций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа медиатекстов и навыками обработки информационного контента для различных типов интернет-СМИ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Глобальная сеть Интернет. Информационные ресурсы сети Интернет
1.1. СМИ как часть социальной коммуникации в Интернете Практические 5 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
1.2. Интернет-СМИ как часть медиасистемы Практические 5 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Средства массовой коммуникации в сети Интернет. Общие свойства Интернет-СМИ.Интернет-СМИ как часть медиасистемы
2.1. Современное медийное интернет-пространство Практические 5 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.2. Инструменты цифрового журналиста Практические 5 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.3. доклад по теме «Интернет- издания – активные участники формирования информационного потока» Сам. работа 5 8 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.4. Традиционные СМИ и новые медиа Практические 5 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.5. Гипертекстуальность Практические 5 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
2.6. доклады и презентации о наиболее интересных фактах и примерах универсальности опыта работы Интернет- изданий Сам. работа 5 14 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Особые свойства Интернет-СМИ
3.1. Коммуникативные свойства интернет-СМИ Практические 5 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
3.2. Конвергенция Практические 5 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Профессия журналиста в Интернет-СМИ
4.1. Разработка модели мультимедийного Интернет-издания Сам. работа 5 35 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
4.2. Обработка изображений Практические 5 2 ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л2.2
4.3. Редактирование теста для онлайновых медиа Практические 5 2 ПК-2, ПК-3
4.4. Создание инфографики Практические 5 4 ПК-2, ПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Алексеева А. О. и др.; под ред. М. М. Лукиной. Интернет – СМИ: теория и практика :: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Никитенко, А.А. Основы медиажурналистики : учебное пособие Новосибирск : НГТУ, 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Калмыков, А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ : М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428741
Л2.4 Коханова, Л.А., А.А. Калмыков Интернет-журналистика : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436712
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Тест. При прохождении итогового теста в системе Moodle обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, при невнимательном прочтении, равноценными. Следует подчеркнуть, что это не так и что необходимо выбрать (если это указано) именно один правильный ответ. Необходимо вникнуть в суть вопроса и внимательно прочесть каждый вариант ответа, не забывая об ограничении времени на прохождение теста.