МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интернет-СМИ и творчество журналиста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преп., Вихрев Л.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Интернет-СМИ и творчество журналиста

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951) В 2015-2016 учебном году дисциплина не выбрана

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного системного представления о коммуникативных особенностях интернет-среды, обусловливающих дизайн-модели, оформительские элементы и стиль изложения материалов в Интернет-журналистике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа
ПК-2 способностью в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах
ПК-3 способностью анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю и общие проблемы интернет-журналистики; специфику сетевых средств массовой информации: специфику интернет-версий и интернет-изданий; типы макетов и основные принципы web-дизайна.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять стиль сетевого текста в соответствие с особенностями медиасреды, аудитории и типа издания; уметь адаптировать материалы off-лайн-изданий; составлять заголовки интернет-изданий; разрабатывать композиционно- графическую модель виртуальной газеты газеты с использованием определенных жанров, форматов, различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком мотивированного отбора языковых средств и их организации в тексте интернет-издания; навыком эффективного использования экспрессивных возможностей медиасистемы и различными приемами компрессии интернет-текста; методами анализа, оценки и редактирования медиатекстов, технологиями подготовки мультимедийных медиатекстов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика сетевых средств массовой информации
1.1. Использование оформительских элементов в качестве выразительных средств интернет-издания Практические 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Написание аспектуализированного реферата по уровням композиции "Сайт, раздел, подраздел, рубрика" Сам. работа 5 22 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
1.3. Составление плана-конспекта по теме "Дизайн разделов и рубрик интернет-изданий" Сам. работа 5 12 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Основные особенности сетевого текста
2.1. Поликодовость сетевого медиатекста (вербальный, иконический, аудиальный и др.) Практические 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Составление заголовков интернет-издания Сам. работа 5 12 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Написание реферата и подготовка презентации сетевого издания (на усмотрение магистранта) Сам. работа 5 12 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Конспектирование научной литературы по заявленным разделам Сам. работа 5 10 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.5. Домашняя контрольная работа "Анализ языковой стилистики сетевого текста" Сам. работа 5 12 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Интернет как средство массовой коммуникации.
3.1. Виды актуальной для журналиста информации в сети Интернет. Базы данных в сети Интернет. Популярные механизмы поиска в сети Интернет, синтаксис поисковых запросов. Работа с экспертами, планирование поиска информации. Проверка корректности и допустимости найденной информации для дальнейшей работы. Практические 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Порядок работы с информацией в сети Интернет. Авторское право и охрана прав Creative Commons. Информация, находящаяся в свободном доступе. Практические 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.3. Техническое и программное обеспечение рабочего места Интернет-журналиста. Конвергентная редакция. Новые профессии и роли журналиста. Практические 5 2 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
3.4. Письменная работа "Анализ оформительских элементов как средств выразительности интернет-издания" (выбор интернет-издания на усмотрение студента) Сам. работа 5 6 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Создание собственного информационного/мультимедийного продукта для Интернет-СМИ
4.1. Работа с экспертами, планирование поиска информации. Сам. работа 5 8 ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алексеева А. О. и др.; под ред. М. М. Лукиной. Интернет – СМИ: теория и практика :: учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Коханова, Л.А., А.А. Калмыков Интернет-журналистика : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436712
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сотникова, О.П. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2014
Л2.2 Калмыков, А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ : Директ-Медиа, 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428741
Л2.3 Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э3 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э4 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.