МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История зарубежной журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 91
контроль 21
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 3, 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 48 48 43 43 91 91
Часы на контроль 8 8 13 13 21 21
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.;к.ф.н., доцент, Чутчева А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
История зарубежной журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление об исторических этапах, тенденциях и закономерностях развития журналистики и СМИ в зарубежных странах.
Задачи дисциплины:
- проанализировать основные этапы развития, функции и формы средств распространения массовой информации в истории человечества;
- раскрыть технические, социокультурные, политические и экономические особенности функционирования зарубежных СМИ в разные исторические периоды;
- выявить связь журналистики с политическими, философскими и религиозными течениями, определить ее воздействие на ход важнейших исторических событий и место в пространстве мировой культуры;
- продемонстрировать национальное своеобразие журналистики в различных странах Европы, Азии, Африки, Австралии, Северной и Латинской Америки;
- познакомиться с творчеством выдающихся зарубежных журналистов и публицистов прошлого, с деятельностью наиболее ярких периодических изданий XVIII, XIX и XX вв., а также с развитием электронных СМИ в различных зарубежных странах во второй половине ХХ века.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-5 способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы исторического развития общества и зарубежной журналистики в тематическом, жанровом, методологическом и идеологическом аспектах, профессиональную биографию ключевых исторических лиц зарубежной журналистики, историю знаковых периодических изданий
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять основные особенности и ключевые идеи зарубежной журналистики в контексте исторической эпохи, постигать профессиональный смысл произошедших событий журналистской истории, экстраполировать уроки истории на современную журналистскую деятельность
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами исторической методологии, способностью выявлять существенные взаимосвязи процессов и тенденций зарубежной журналистской истории, применять навыки, приемы и методы ключевых субъектов истории журналистики в повседневной профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История зарождения журналистики: от пражурналистских явлений до начала XIX века
1.1. Основные понятия и категории массовой информации в их историческом становлении. Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Политическая журналистика в Англии XVII-XVIII вв. Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Становление политической журналистики во Франции Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.4. Творческие приемы памфлетов Сам. работа 3 6 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Периодика времен Великой французской революции Сам. работа 3 2
Раздел 2. История становления зарубежной журналистики в XIX веке
2.1. Развитие концепции «свободы печати» в XIX вв. европейских странах. Становление и развитие типологии печати Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Выполнение индивидуального домашнего задания (реферат) Сам. работа 3 4 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Французская печать XIX в Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.4. Печать Франции при Наполеоне I Сам. работа 3 4 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.5. Зачет 3 8 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Зарубежная журналистика конца XIX века - первой половины XX века
3.1. Основные тенденции развития европейской журналистики на рубеже веков. Преображение немецких СМИ Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Расследовательская журналистика макрейкеров Сам. работа 3 4 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Выполнение индивидуального домашнего задания (реферат) Сам. работа 3 14 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.4. Особенности нацистской пропаганды Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.5. «Дебаты о свободе печати» Сам. работа 3 4
3.6. Публицистика Нелли Блай Лекции 3 0
3.7. Индивидуальная подготовка к промежуточной аттестации по курсу Сам. работа 3 10 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Журналистика второй половины ХХ века
4.1. Особенности развития СМИ зарубежных стран в 1945 – 2000 гг. Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. Особенности технологического развития СМИ стран Западной Европы и США в 1945 – 2000 гг. Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Средства массовой информации США 1945 – 2000 гг. Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.4. Анализ произведения - «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика. Сам. работа 4 8 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.5. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Германии в 1945 – 2000 гг. Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.6. Анализ литературы, посвященной Уотергейтскому скандалу Сам. работа 4 5 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.7. Написание реферата Сам. работа 4 15 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.8. Особенности развития СМИ на рубеже XX и XXI вв. Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.9. Индивидуальная подготовка студентов к итоговой аттестации по дисциплине Сам. работа 4 15 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.10. Экзамен 4 13 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П. История мировой журналистики: учебное пособие М.: Издательство МГУ, 2004
Л1.2 Прутцков Г.В., Засурский Я.Н. История зарубежной журналистики, 1929-2011: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Трыков В.П. История зарубежной журналистики: от истоков до Второй мировой войны: учеб. пособие для вузов М.: Инфомедиа Паблишерз, [2007]
Л2.2 О. Г. Панкина, В. Е. Аникеев Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика: М.: МГУ, 1984
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э3 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.