МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной журналистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-45-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 95
контроль 17
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 3, 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 52 52 43 43 95 95
Часы на контроль 4 4 13 13 17 17
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Плахин В.Т.;к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
История отечественной журналистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951) Очная форма обучения

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н, проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.н, проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.История русской журналистики является основной частью фундаментального университетского образования, теоретической и исторической подготовки журналистов.
Задача курса - выявить значение русской печати в культурном наследии прошлого, её роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, её достижения в системе национального просвещенияи с социально-политической, культурной жизни страны. Познакомить студентов с деятельностью и литературным мастерством выдающихся русских публицистов, раскрывая закономерности развития отечественной печати.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-4 способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы и характерные черты становления периодической печати в России и своеобразие развития русской прессы в эмиграции; ценностные основы профессиональной деятельности; этапы развития отечественной журналистики.
3.2.Уметь:
3.2.1.творчески развивать профессиональное наследие прошлого, вступая в диалог с прецедентными текстами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками экзегезы ключевых текстов эпохи приемами актуализации негативных и позитивных уроков, преподанных историей развития отечественной журналистики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История журналистики 18-19 веков
1.1. Объект и предмет истории журналистики. История журналистики, историческое сознание Лекции 3 1 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Зарождение журналистики в России. Петровские "Ведомости" и их роль в развитии русского литературного языка Лекции 3 1 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.3. Академическая журналистика второй четверти 18 века Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.4. Конспект работы А. Сумарокова «Сон: счастливое общество" Сам. работа 3 6 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.5. Сатирический бум в русской журналистике конца 60-х начала 70-х гг.: исторические предпосылки и социокультурная направленность Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.6. Публицистика Радищева А.Н. Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.7. Журналистика Крылова И.А. Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.8. Журналистика 90-х: "Московский журнал" М.Н.Карамзина, "Санкт-Петербургский журнал" А.Ф.Бестужева и И.П.Пнина Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.9. Русская журналистика конца 20-х и в 30-е гг. 19 века ("СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА", "МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ", "ТЕЛЕСКОП" И "СОВРЕМЕНЕНИК" А.С.Пушкина). Журналистика 40-х гг. ("Современник" Некрасова, "Отечественные записки", "Колокол") Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.10. Русская пресса в условиях кризиса самодержавия ("РУССКАЯ БЕСЕДА","РУССКИЙ ВЕСТНИК", "РУССКОЕ СЛОВО") Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.11. Конспект теста Фонвизина «Письма к Фалалею» Сам. работа 3 6 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.12. Тематическая специфика писем И.А. Крылова Сам. работа 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.13. Сообщения на темы: “«Своеобразие альманахов декабристов: «Полярная звезда», «Мнемозина», «Русская старина»”; “«Разработка основ декабристской эстетики в «Полярной звезде» А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева и «Мнемозине» В.К. Кюхельбекера и В.Ф. Одоевского»” Сам. работа 3 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.14. Конспект статьи В.Г. Белинского «Николай Алексеевич Полевой» Сам. работа 3 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.15. Доклад на тему “Журнал «Библиотека для чтения»” Сам. работа 3 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1
1.16. эссе на тему «Несвоевременный «Современник» А.С. Пушкина» Сам. работа 3 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.17. Презентация «бульварная журналистика конца XIX века». Сам. работа 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.18. Реферат Сам. работа 3 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Журналистика 20 века
2.1. Большевики о свободе печати до и после октября 1917 г.Формы и методы борьбы большевиков с оппозиционной прессой. Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Сравнительный анализ красноармейской периодики и печати белых армий. Сам. работа 4 3 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Партийная советская журналистика как средство и объект тоталитарной государственной политики. Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.4. Создание военного репортажа по «тернарному принципу» книги очерков Л. Рейснер «Фронт» Сам. работа 4 6 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.5. Анализ военных очерков К.М. Симонова Сам. работа 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.6. Перестройка средств массовой информации в годы войны.«Окна ТАСС» как продолжение традиций «Окон РОСТА».Радиовещание в годы войны. Ленинградское радио. Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.7. Позитивное влияние «оттепели» на развитие советской журналистики и негативные явления журналистского творческого процесса. Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.8. Стилизация собственного фельетона в рамках жанра газеты «Гудок» Сам. работа 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.9. Написание аграрного очерка об Алтайской пашне Сам. работа 4 6 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.10. Фотофакт о домашних питомцах в эстетике рубрики «Окно в природу» Сам. работа 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.11. Написание стилистической статьи на тему «Как сбылись предсказания А. Солженицына» по материалам его трактата «Как нам обустроить Россию» Сам. работа 4 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.12. Написание аналитической статьи «Кто живет в России?» Сам. работа 4 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.13. Диссидентская пресса: причины возникновения, историческая роль. Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2
2.14. Характерные черты советской журналистики периода перестройки и гласности. Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.3, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 ред. М. М. Ковалева ; сост. Л. Д. Иванова Отечественная журналистика ХVIII-ХIХ веков : тексты : Изд-во УрГУ, 2001
Л1.2 Станько А.И., Стенник Ю.В., Ковалева М.М., Громова Л.П. История русской журналистики XVIII-XIX веков: учеб. для вузов СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005
Л1.3 Георгиева, Н.Г. Русская историческая журналистика : тексты специального курса лекций: пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа//ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278240
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ахмадулин Е.В. История отечественной журналистики ХХ века : учебник ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет", Факультет филологии и журналистики. - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета//ЭБС «Университетская библиотека online», 2008 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240903
Л2.2 А. Ф. Бережной, Н. Л. Волковский, Л. П. Громова Журналистика русского зарубежья ХIX-XX веков : учеб. пособое Изд-во СПбГУ, 2003
Л2.3 Я. Н. Засурского, О. А. Бакулина История печати: антология. Том №3 : учебник Аспект Пресс, 2008
Л2.4 Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917): учебно-методический комплект Издательство МГУ, 2000
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
Э2 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э3 Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» www.journ.msu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
При ответе на теоретический вопрос студент должен, характеризуя то или иное издание, раскрыть исторический контекст его появления и функционирования, рассказать об его основных авторах, редакционной политике и освещаемых темах.
Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение