Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | 4 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 | 32 | 32 |
Сам. работа | 52 | 52 | 43 | 43 | 95 | 95 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 13 | 13 | 17 | 17 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.н, проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | История русской журналистики является основной частью фундаментального университетского образования, теоретической и исторической подготовки журналистов. Задача курса - выявить значение русской печати в культурном наследии прошлого, её роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, её достижения в системе национального просвещенияи с социально-политической, культурной жизни страны. Познакомить студентов с деятельностью и литературным мастерством выдающихся русских публицистов, раскрывая закономерности развития отечественной печати. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ОПК-4 | способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы и характерные черты становления периодической печати в России и своеобразие развития русской прессы в эмиграции; ценностные основы профессиональной деятельности; этапы развития отечественной журналистики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | творчески развивать профессиональное наследие прошлого, вступая в диалог с прецедентными текстами. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками экзегезы ключевых текстов эпохи приемами актуализации негативных и позитивных уроков, преподанных историей развития отечественной журналистики. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История журналистики 18-19 веков | ||||||
1.1. | Объект и предмет истории журналистики. История журналистики, историческое сознание | Лекции | 3 | 1 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Зарождение журналистики в России. Петровские "Ведомости" и их роль в развитии русского литературного языка | Лекции | 3 | 1 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1 |
1.3. | Академическая журналистика второй четверти 18 века | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1 |
1.4. | Конспект работы А. Сумарокова «Сон: счастливое общество" | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1 |
1.5. | Сатирический бум в русской журналистике конца 60-х начала 70-х гг.: исторические предпосылки и социокультурная направленность | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1 |
1.6. | Публицистика Радищева А.Н. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1 |
1.7. | Журналистика Крылова И.А. | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1 |
1.8. | Журналистика 90-х: "Московский журнал" М.Н.Карамзина, "Санкт-Петербургский журнал" А.Ф.Бестужева и И.П.Пнина | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1 |
1.9. | Русская журналистика конца 20-х и в 30-е гг. 19 века ("СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА", "МОСКОВСКИЙ ТЕЛЕГРАФ", "ТЕЛЕСКОП" И "СОВРЕМЕНЕНИК" А.С.Пушкина). Журналистика 40-х гг. ("Современник" Некрасова, "Отечественные записки", "Колокол") | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.3, Л1.1 |
1.10. | Русская пресса в условиях кризиса самодержавия ("РУССКАЯ БЕСЕДА","РУССКИЙ ВЕСТНИК", "РУССКОЕ СЛОВО") | Лекции | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.3, Л1.1 |
1.11. | Конспект теста Фонвизина «Письма к Фалалею» | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1 |
1.12. | Тематическая специфика писем И.А. Крылова | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1 |
1.13. | Сообщения на темы: “«Своеобразие альманахов декабристов: «Полярная звезда», «Мнемозина», «Русская старина»”; “«Разработка основ декабристской эстетики в «Полярной звезде» А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева и «Мнемозине» В.К. Кюхельбекера и В.Ф. Одоевского»” | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1 |
1.14. | Конспект статьи В.Г. Белинского «Николай Алексеевич Полевой» | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1 |
1.15. | Доклад на тему “Журнал «Библиотека для чтения»” | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1 |
1.16. | эссе на тему «Несвоевременный «Современник» А.С. Пушкина» | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
1.17. | Презентация «бульварная журналистика конца XIX века». | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.2, Л2.4, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
1.18. | Реферат | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Журналистика 20 века | ||||||
2.1. | Большевики о свободе печати до и после октября 1917 г.Формы и методы борьбы большевиков с оппозиционной прессой. | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л2.4, Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.2. | Сравнительный анализ красноармейской периодики и печати белых армий. | Сам. работа | 4 | 3 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
2.3. | Партийная советская журналистика как средство и объект тоталитарной государственной политики. | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.3, Л2.2 |
2.4. | Создание военного репортажа по «тернарному принципу» книги очерков Л. Рейснер «Фронт» | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.3, Л2.2 |
2.5. | Анализ военных очерков К.М. Симонова | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.3, Л2.2 |
2.6. | Перестройка средств массовой информации в годы войны.«Окна ТАСС» как продолжение традиций «Окон РОСТА».Радиовещание в годы войны. Ленинградское радио. | Лекции | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.3, Л2.2 |
2.7. | Позитивное влияние «оттепели» на развитие советской журналистики и негативные явления журналистского творческого процесса. | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.3, Л2.2 |
2.8. | Стилизация собственного фельетона в рамках жанра газеты «Гудок» | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.3, Л2.2 |
2.9. | Написание аграрного очерка об Алтайской пашне | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.3, Л2.2 |
2.10. | Фотофакт о домашних питомцах в эстетике рубрики «Окно в природу» | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.3, Л2.2 |
2.11. | Написание стилистической статьи на тему «Как сбылись предсказания А. Солженицына» по материалам его трактата «Как нам обустроить Россию» | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.3, Л2.2 |
2.12. | Написание аналитической статьи «Кто живет в России?» | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.3, Л2.2 |
2.13. | Диссидентская пресса: причины возникновения, историческая роль. | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.3, Л2.2 |
2.14. | Характерные черты советской журналистики периода перестройки и гласности. | Лекции | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.3, Л2.3, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | ред. М. М. Ковалева ; сост. Л. Д. Иванова | Отечественная журналистика ХVIII-ХIХ веков : тексты : | Изд-во УрГУ, 2001 | |
Л1.2 | Станько А.И., Стенник Ю.В., Ковалева М.М., Громова Л.П. | История русской журналистики XVIII-XIX веков: учеб. для вузов | СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005 | |
Л1.3 | Георгиева, Н.Г. | Русская историческая журналистика : тексты специального курса лекций: пособие | М. ; Берлин : Директ-Медиа//ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278240 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ахмадулин Е.В. | История отечественной журналистики ХХ века : учебник | ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет", Факультет филологии и журналистики. - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета//ЭБС «Университетская библиотека online», 2008 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240903 |
Л2.2 | А. Ф. Бережной, Н. Л. Волковский, Л. П. Громова | Журналистика русского зарубежья ХIX-XX веков : учеб. пособое | Изд-во СПбГУ, 2003 | |
Л2.3 | Я. Н. Засурского, О. А. Бакулина | История печати: антология. Том №3 : учебник | Аспект Пресс, 2008 | |
Л2.4 | Есин Б.И. | История русской журналистики (1703-1917): учебно-методический комплект | Издательство МГУ, 2000 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) | www.evartist.narod.ru/journ.htm | ||
Э2 | Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» | www.site.mediascope.ru | ||
Э3 | Научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» | www.journ.msu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. При ответе на теоретический вопрос студент должен, характеризуя то или иное издание, раскрыть исторический контекст его появления и функционирования, рассказать об его основных авторах, редакционной политике и освещаемых темах. Для курсовой работы предусмотрено учебно-методическое пособие. См. приложение |