МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины — заключается в обучении студентов основам и принципам теоретического и практического освоения компьютерных и информационных технологий сбора, обработки и анализа фактического материала для научных исследований и повседневной работы журналиста; выработке навыков определения параметров содержания медиатекстов для использования их в научных исследованиях и профессиональной деятельности; закреплении представлений корректности использования ресурсов глобальной компьютерной сети в научной и творческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий
ОПК-5 готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику современных компьютерных и информационных технологий, возможности и особенности их применения для создания информационного контента в мультимедийной среде сети Интернет
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать сеть Интернет в научно-исследовательской и практической деятельности, применять алгоритмы поиска и верификации информации, пользоваться механизмами автоматизации журналистского труда в рамках создания и репрезентации контента
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.цифровыми технологиями поиска, сбора, анализа и трансляции информации с учетом требований конкретной мультимедийной платформы, навыками представления информации в соответствии с принципами мультимедийности, гипертекстуальности и интерактивности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное общество и компьютерные технологии в современном мире
1.1. Информационное общество и тенденции развития компьютерной техники и программного обеспечения. Информационная индустрия и СМИ. Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Работа с основными источниками и поставщиками информационного контента Сам. работа 1 6 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Компьютерное обеспечение творческого процесса журналиста и вопросы информационной безопасности
2.1. Журналист и современная компьютерная техника Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. RSS-подписки Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Поставщики информации и агрегаторы новостей Сам. работа 1 6 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.4. Системы поиска экспертов Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Технологии поиска научной информации
3.1. Популярные поисковые системы – Google и Yandex Сам. работа 1 8 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Ознакомление с онлайновым ресурсом Практические 1 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Метапоисковые системы Сам. работа 1 6 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Computer-Assisted Reporting (CAR). Компьютерные технологии поиска, сбора, анализа и обработки информации
4.1. Информационная безопасность Практические 1 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.2. Поиск по блогосфере Сам. работа 1 26 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Применение прикладных компьютерных технологий в журналистике
5.1. Компьютерные технологии в научных исследованиях - анализ текстов, контент-анализ, мониторинг и обработка текстовых материалов СМИ и контроль информационных потоков в сетевых СМИ и социальных сетях. Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.2. Ознакомление с базами данных и специализированными каталогами Практические 1 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.3. Отбор информации и работу с информацией по методике CARS Сам. работа 1 10 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.4. Ознакомление с научными поисковыми системами и поисковыми механизмами Сам. работа 1 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.5. Поиск информации по тематике научного исследования Сам. работа 1 4 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.6. Анализ и мониторинг СМИ Сам. работа 1 6 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.7. Ознакомление с информационными ресурсами сети Интернет Практические 1 2 ОК-4, ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Медиасистема как часть сектора постиндустриальной экономики.
2. Журналистика 2.0: специфика функционирования в различных форматах и на разных медиаплатформах.
3. Глобальные трансформации современной медиасистемы.
4. СМИ в Интернете: специфика, типология, перспективы развития.
5. Компьютерное обеспечение творческого процесса
6. Технологии поиска научной информации
7. Применение прикладных компьютерных технологий в журналистике
8. Новые способы монетизации контента
9. Вовлечение аудитории как элемент монетизации контента.
10. Адаптивный дизайн: особенности и перспективы.
11. Работа СМИ в мессенджерах
12. Инструментарий журналиста в интернет-СМИ
13. Новые формы и жанры журналистики
14. Верификация контента
15. Блогеры как гражданские журналисты
16. Технологии поиска информации
17. Стратегии медиапотребления
18. Краудсорсинговые технологии в журналистике
19. Роботизация журналистики
20. Работа с базами данных
21. Проблема fake news в интернет-журналистике

Структура билета
Билет № 3

1. Компьютерное обеспечение творческого процесса
2. Проанализировать предложенный сетевой медиаматериал с точки зрения технологии его создания, методов визуализации и мультимедийной грамотности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рощин С.М. Как быстро найти нужную информацию в Интернете: учеб. пособие М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2010 e.lanbook.com
Л1.2 Мансуров А.В. Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ//ЭБС «АлтГУ», 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2235
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Шаньгин В.Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства: учебное пособие "ДМК Пресс" // ЭБС "Лань", 2010 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал «Журналист» www.journalist-virt.ru
Э2 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э3 Конструктор сайтов tilda.cc
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.