Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Мультимедийная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z42_04_02_Мультимедиа-2-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.
1.1. | Цель изучения дисциплины — заключается в обучении студентов основам и принципам теоретического и практического освоения компьютерных и информационных технологий сбора, обработки и анализа фактического материала для научных исследований и повседневной работы журналиста; выработке навыков определения параметров содержания медиатекстов для использования их в научных исследованиях и профессиональной деятельности; закреплении представлений корректности использования ресурсов глобальной компьютерной сети в научной и творческой деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-4 | способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий |
ОПК-5 | готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику современных компьютерных и информационных технологий, возможности и особенности их применения для создания информационного контента в мультимедийной среде сети Интернет |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать сеть Интернет в научно-исследовательской и практической деятельности, применять алгоритмы поиска и верификации информации, пользоваться механизмами автоматизации журналистского труда в рамках создания и репрезентации контента |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | цифровыми технологиями поиска, сбора, анализа и трансляции информации с учетом требований конкретной мультимедийной платформы, навыками представления информации в соответствии с принципами мультимедийности, гипертекстуальности и интерактивности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационное общество и компьютерные технологии в современном мире | ||||||
1.1. | Информационное общество и тенденции развития компьютерной техники и программного обеспечения. Информационная индустрия и СМИ. | Лекции | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
1.2. | Работа с основными источниками и поставщиками информационного контента | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 2. Компьютерное обеспечение творческого процесса журналиста и вопросы информационной безопасности | ||||||
2.1. | Журналист и современная компьютерная техника | Лекции | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
2.2. | RSS-подписки | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
2.3. | Поставщики информации и агрегаторы новостей | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
2.4. | Системы поиска экспертов | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 3. Технологии поиска научной информации | ||||||
3.1. | Популярные поисковые системы – Google и Yandex | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
3.2. | Ознакомление с онлайновым ресурсом | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
3.3. | Метапоисковые системы | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 4. Computer-Assisted Reporting (CAR). Компьютерные технологии поиска, сбора, анализа и обработки информации | ||||||
4.1. | Информационная безопасность | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
4.2. | Поиск по блогосфере | Сам. работа | 1 | 26 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 5. Применение прикладных компьютерных технологий в журналистике | ||||||
5.1. | Компьютерные технологии в научных исследованиях - анализ текстов, контент-анализ, мониторинг и обработка текстовых материалов СМИ и контроль информационных потоков в сетевых СМИ и социальных сетях. | Лекции | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
5.2. | Ознакомление с базами данных и специализированными каталогами | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
5.3. | Отбор информации и работу с информацией по методике CARS | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
5.4. | Ознакомление с научными поисковыми системами и поисковыми механизмами | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
5.5. | Поиск информации по тематике научного исследования | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
5.6. | Анализ и мониторинг СМИ | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
5.7. | Ознакомление с информационными ресурсами сети Интернет | Практические | 1 | 2 | ОК-4, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Медиасистема как часть сектора постиндустриальной экономики. 2. Журналистика 2.0: специфика функционирования в различных форматах и на разных медиаплатформах. 3. Глобальные трансформации современной медиасистемы. 4. СМИ в Интернете: специфика, типология, перспективы развития. 5. Компьютерное обеспечение творческого процесса 6. Технологии поиска научной информации 7. Применение прикладных компьютерных технологий в журналистике 8. Новые способы монетизации контента 9. Вовлечение аудитории как элемент монетизации контента. 10. Адаптивный дизайн: особенности и перспективы. 11. Работа СМИ в мессенджерах 12. Инструментарий журналиста в интернет-СМИ 13. Новые формы и жанры журналистики 14. Верификация контента 15. Блогеры как гражданские журналисты 16. Технологии поиска информации 17. Стратегии медиапотребления 18. Краудсорсинговые технологии в журналистике 19. Роботизация журналистики 20. Работа с базами данных 21. Проблема fake news в интернет-журналистике Структура билета Билет № 3 1. Компьютерное обеспечение творческого процесса 2. Проанализировать предложенный сетевой медиаматериал с точки зрения технологии его создания, методов визуализации и мультимедийной грамотности. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Рощин С.М. | Как быстро найти нужную информацию в Интернете: учеб. пособие | М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2010 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Мансуров А.В. | Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ//ЭБС «АлтГУ», 2014 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2235 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Амзин А.А. | Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.2 | Щербаков А.Ю. | Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие | М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Шаньгин В.Ф. | Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства: учебное пособие | "ДМК Пресс" // ЭБС "Лань", 2010 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Журнал «Журналист» | www.journalist-virt.ru | ||
Э2 | Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров | deadline.media | ||
Э3 | Конструктор сайтов | tilda.cc | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |