МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конвергентные технологии и СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильМультимедийная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Мультимедиа-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Манскова Е.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Конвергентные технологии и СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у магистрантов представление о процессах конвергенции и дигитализации в современном медиапространстве, чтобы подготовить их к профессиональной деятельности в новых конвергентных условиях; дать представление об основных тенденциях в современной медиасистеме и обозначить в ней роль конвергенции; сформировать представление о многостороннем характере процесса конвергенции в различных аспектах функционирования СМИ; дать представление о технических возможностях и специфике функционирования современных конвергентных технологий; познакомить с основами работы в конвергентных редакциях и производства мультимедийного продукта для различных видов Интернет-СМИ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способность использовать новейшие достижения в области культуры, науки, техники и технологий
ОПК-5 готовность следовать принципам создания современных медиатекстов для разных медийных платформ, способность учитывать их специфику в профессиональной деятельности
ПК-3 готовность осуществлять организационные, координационные, контролирующие обязанности, текущее планирование в соответствии со стратегией развития СМИ, медийных проектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.типологию конвергентных СМИ, общие и специфические особенности различных средств цифровой коммуникации; черты социокультурной специфики российского интернета в сопоставлении с другими Интернет культурами; основные теории новых медиа, способы проблематизации и анализа их конкретных форм и практик
3.2.Уметь:
3.2.1.представлять освоенное знание, как в форме академического исследования, так и при помощи средств новых медиа; применять полученные знания для интерпретации цифровых текстов, формулировать направления проектной работы в сфере новых медиа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными методами изучения культуры конвергентных СМИ; навыками теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных явлений и практик медийной культуры; техниками анализа текстов новых медиа; базовыми навыками культурного проектирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности конвергентных технологий
1.1. Основные тенденции современной системы СМИ. Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Феномен «новых» медиа в информационном обществе. Типология новых медиа. История создания и распространения сетевых технологий. Специфика и культурные возможности Интернет-технологий Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Жанры конвергентной журналистики. Лекции 2 0 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Изучение Telegram-каналов СМИ Алтайского края Сам. работа 2 10 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Составление концепции собственного тематического Telegram-каналы Сам. работа 2 15 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Изучение Instagram-страницы СМИ Алтайского края Сам. работа 2 11 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Составление концепции собственной тематической Instagram-страницы Сам. работа 2 12 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Конвергентные СМИ: от технологий до работы журналиста
2.1. Инструмент «Бренд-Чемпион» Сам. работа 2 10 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Составление карточек в формате Q&A на актуальную тему Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. SWOT-анализ Сам. работа 2 13 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Карта источников трафика Сам. работа 2 10 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Создание мультимедийного лонгрида на актуальную для Барнаула тему Сам. работа 2 10 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Коммуникация на основе цифровых медиа
3.1. Конвергентная журналистика и смежные категории. Лекции 2 0 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Анализ статистики топ-5 интернет-СМИ Алтайского края по следующим показателям: уникальные посетители, просмотры, глубина просмотра, время на сайте Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Создание подкаста на актуальную для Барнаула тему Сам. работа 2 11 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Новостные форматы Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.5. Сравнение основных источников трафика для интернет-СМИ в 2017 и 2018 годах и сделайте выводы Практические 2 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.6. Составление схемы освещения любого события с использованием не менее 10 форматов Сам. работа 2 10 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.7. Описание разницы между социальными площадками и платформами Сам. работа 2 11 ОК-4, ОПК-5, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Каков объем и границы понятия «новые медиа»?
2. По каким принципам исследователи выстраивают типологию цифровых средств коммуникации?
3. Какие функции выполняют цифровые медиа в культуре глобального информационного общества?
4. Какие аргументы в пользу своих теорий приводят «кибероптимисты»?
5. Как работает «вирусная реклама» в Интернете?
6. Как изучаются сообщества в Интернете?
7. Какова роль Интернета в социокультурной динамике в работах М. Кастельса?
8. Каковы основные принципы культуры WEB 2.0?
9. Каковы факторы в поддержку и в опровержение возможностей конвергенции цифровых медиа?
10. Как изучается феномен блоггинга?
11. Как ведение блогов меняет облик традиционной журналистики?
12. Как происходит распознавание образов онлайновых собеседников в условиях их визуальной непредставленности?
13. Как трансформируется фотография при переходе на цифровую основу?
14. Каковы культурные и лингвистические особенности коммуникации в Твиттере?
15. Как изменились формы производства и потребления музыки в новых медиа?
16. Концепции WEB 1.0 и WEB 2.0: отличия и воздействие на журналистику.
17. Зарубежные подходы к определению понятия «медиаконвергенция» (М. Маклюэн, Н. Негропонте, Г. Дженкинс, Г. Мейкл, М. Кастельс).
18. Отечественные подходы к определению понятия «медиаконвергенция» (Е.Л. Вартанова, М. Луканина, А. Калмыков, В. Шеремет, О. Кашин).
19. Влияние медиаконвергенции на медиасферу в целом и на функционирование отдельного издания.
20. Мультимедийные платформы как новые каналы для распространения продукции СМИ.
21. Типологические характеристики СМИ.
22. Особенности сетевых изданий, их отличия от традиционных СМИ.
23. Организация работы в конвергентных редакциях, их сетевые стратегии. Примеры известных российских и зарубежных медиапредприятий, характеризуемых как конвергентные.
24. Проблемы проверки информации в условиях WEB 2.0.
25. Журналистский текст в Интернете: структура, особенности.
26. Новые формы визуальной и аудиальной подачи информации.
27. Новые жанры в конвергентной журналистике.
28. Изучаемые характеристики аудитории Интернет-СМИ.
29. Методы исследования аудитории в off-line и on-line режимах.
30. «Синергия» как парадигма и ее основные понятия; раскройте суть синергетического потенциала медиаконвергенции.
31. Определите объем понятия «интегрированные маркетинговые коммуникации».
32. Коммуникационная политика медиапредприятия в условиях медиаконвергенции.
33. Раскройте взаимосвязь интегрированных маркетинговых коммуникаций с коммуникационной политикой медиапредприятия.
34. Основные подходы к определению понятия «экономика знаний» (Ф. Махлуп, Д. Белл, В. Макаров и др.).
Структура билета
Экзаменационный билет № 3
1. Как происходит распознавание образов онлайновых собеседников в условиях их визуальной непредставленности?
2. Снимите видео-ролик для интернет-СМИ, смонтируйте его, пропишите сценарий, опишите схему продвижения

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Амзин, Александр Анатольевич Новостная интернет-журналистика : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
Л1.2 А. О. Алексеева и др. Интернет – СМИ: теория и практика : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коханова, Л.А. Интернет-журналистика : учебник Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Клюев, Ю.В. Теория и практика массовой информации : учебное пособие Директ-Медиа, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429884
Л2.3 Коханова, Л.А. Основы теории журналистики : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117692
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Электронное научное издание «Медиаскоп» www.mediascope.ru
Э3 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.