Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.04.02. Журналистика |
Профиль | Теория и методика журналистского творчества |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_04_02_ТиМЖТ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целью освоения дисциплины «Медиаэкономика» является формирование у студентов-журналистов понимания экономической природы СМИ, знания бизнес-процессов и владения методикой бизнес-планирования медийных проектов; формирование экономического мышления, на основе базисных знаний для активного включения в производственные процессы современных медиапредприятий, усвоение принципов формирования деловой политики средств массовой информации как субъектов информационного рынка; овладение основами редакционного менеджмента; выработка навыков самостоятельного анализа экономической ситуации на рынке СМИ; определение способов повышения экономической эффективности органа СМИ и собственной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-3 | Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ОПК-7 | готовность учитывать значение экономических факторов в деятельности медиапредприятий, эффективно использовать знания медиаэкономики в профессиональной деятельности |
ПК-4 | готовность выявлять и обосновывать актуальные проблемы для медиаисследований, самостоятельно их проводить, разрабатывать методологию, программы, методики, анализировать и презентовать результаты |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | имеет представление об экономических регуляторах в сфере производства и распространения медиапродукции; основные положения медиаэкономики; суть экономических процессов и отношений в СМИ. теорию об основах современной медиаэкономики, авторском праве и праве на интеллектуальную собственность, основы стратегии менеджмента; существующие в мировой науке основные научные теории и концепции медиасистем; -понимать суть современных процессов и проблем функционирования медиасистем и СМИ, как важнейшей их части |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические знания к анализу эффективности деятельности медиапредприятия; эффективно использовать знания медиаэкономики в профессиональной деятельности; определить эффективность методов формирования нематериальных активов медиапредприятия; искать, систематизировать, анализировать и обобщать информацию, отражающую тенденции в мировой практике научных исследований в сфере массмедиа, подходы к рассмотрению наиболее актуальных современных проблем журналистики. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками аналитического исследования практики деятельности медиапредприятия; методами SWOT-анализа деятельности редакции, исследования информационного рынка; современными концептуальными подходами и понятийным аппаратом науки и практики мировых исследований медиасистем; навыками использования полученных знаний в контексте своей профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Журналистика и экономический фактор. Его роль в возникновении и развитии журналистики и СМИ. | ||||||
1.1. | Современные медиасистемы мира в условиях глобализации | Лекции | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-7, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Особенности функционирования СМИ в период экономического кризиса. Концентрация и монополизация рынка СМИ. Миссия и цели организации. Формирование стратегии организации и механизм ее реализации. | Лекции | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-7, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Средства массовой информации как субъект рынка | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-7, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.4. | Анализ печатных и аудиовизуальных СМИ, информационных интернет-проектов | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-3, ОПК-7, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.5. | Медиаэкономика как быстро растущий сектор национальных экономик. | Лекции | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-7, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.6. | Экспертиза бизнес-плана. Место бизнес-плана в системе редакционного планирования. | Лекции | 1 | 6 | ОК-3, ОПК-7, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.7. | Бизнес-план, концепция продвижения, целевая аудитория, новостной контент | Сам. работа | 1 | 20 | ОК-3, ОПК-7, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.8. | Бизнес-модели СМИ | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-7, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.9. | Служба редакционного менеджмента, ее специфика. | Лекции | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-7, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.10. | Менеджмент как вид деятельности и система управления СМИ | Практические | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-7, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.11. | Сферы предпринимательской активности в практике современных средств массовой информации. Стратегия диверсификации. Типологические нововведения. Проблемы коммерциализации СМИ. Социальная ответственность журналистики в контексте прибыли и экономической эффективности. | Лекции | 1 | 4 | ОК-3, ОПК-7, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.12. | Элементы регулярного менеджмента | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ОПК-7, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.13. | Редакционная политика, медиаплан продвижения | Практические | 1 | 8 | ОК-3, ОПК-7, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.14. | Роль медиаменеджера в продвижении проектов на медиарынке | Сам. работа | 1 | 15 | ОК-3, ОПК-7, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.15. | Экзамен | 1 | 27 | ОК-3, ОПК-7, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену 1. СМИ как субъект и объект рыночной экономики. 2. Проблемы акционирования средств массовой информации. 3. Особенности хозяйственной деятельности СМИ в период экономического кризиса. Концентрация и монополизация рынка СМИ. 4. Законодательное регулирование хозяйственной деятельности в области СМИ. 5. Финансово-кредитная политика поддержки предпринимательства в области СМИ. 6. Сущность и природа собственности в СМИ. Субъекты и объекты собственности. 7. Виды и организационно-правовые формы собственности в СМИ. 8. Понятия и виды деловой политики СМИ, факторы ее построения. 9. Интеллектуальная собственность как объект инновационного предпринимательства в области СМИ. 10. Использование объектов нематериальных активов в экономическом обороте СМИ как предприятий. 11. Обеспечение безопасности коммерческой тайны в СМИ. 12. Методика разработки бизнес-плана, его функции и структура. 13. Функции менеджмента в деятельности СМИ. 14. Системы оплаты труда и стимулирования трудовой активности в практике российских СМИ. 15. Производительность труда в СМИ: ее измерение, исчисление, показатели. 16. Сферы предпринимательской активности в практике российских СМИ. 17. Проблемы коммерциализации средств массовой информации. 18. Социальная ответственность российской журналистики в контексте прибыли и экономической эффективности. 19. Доходная часть редакции, ее составные. 20. Расходная часть редакции, ее характеристики. 21. Направления ценовой политики редакции. 22. Прибыль редакции, возможности использования прибыли. 23. Бюджет телерадиокомпании и информационного агентства. 24. Цели и задачи редакционного менеджмента. 25. Система методов управления редакционным коллективом. 26. Характеристика структуры телерадиокомпании и информационного агентства. 27. Менеджмент и организация работы редакции. 28. Планирование работы редакции. 29. Рынок и свобода журналистской деятельности. 30. Характеристика требований к журналисту. 31. Имидж периодического издания. 32. Роль менеджмента в организации массовой работы. 33. Роль менеджмента в организации стратегии распространения издания. 34. Менеджмент СМИ и этика. Структура билета Экзаменационный билет № 3 1. Бюджет телерадиокомпании и информационного агентства 2. Выберите любое СМИ Алтайского края и проанализируйте его (редакционная политика, тираж, новостной контент, аудитория, конкурентоспособность, если возможно, доходы/расходы и т.д.) |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. Е. Л. Вартановой | Основы медиабизнеса : учебное пособие | Аспект Пресс, 2009 | |
Л1.2 | Вартанова, Елена Леонидовна | Медиаэкономика зарубежных стран : учебное пособие для вузов | Аспект Пресс, 2003 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | под ред. А. Бриггза, П. Кобли | Медиа: введение : учебник | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784 |
Л2.2 | Стариков, Александр Георгиевич | Масс-медиа современной России : учебное поосбие | Феникс, 2013 | |
Л2.3 | под ред. В. М. Горохова, Т. Э. Гринберг | Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникационные стратегии : учеб. пособие для вузов | Аспект Пресс, 2013 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российская государственная библиотека | www.rsl.ru | ||
Э2 | Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система | biblio-online.ru | ||
Э3 | Polpred.com: Обзор СМИ | polpred.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |