МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиаэкономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильТеория и методика журналистского творчества
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_04_02_ТиМЖТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Купчинский О.Г.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Медиаэкономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1295)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Медиаэкономика» является формирование у студентов-журналистов понимания экономической природы СМИ, знания бизнес-процессов и владения методикой бизнес-планирования медийных проектов; формирование экономического мышления, на основе базисных знаний для активного включения в производственные процессы современных медиапредприятий, усвоение принципов формирования деловой политики средств массовой информации как субъектов информационного рынка; овладение основами редакционного менеджмента; выработка навыков самостоятельного анализа экономической ситуации на рынке СМИ; определение способов повышения экономической эффективности органа СМИ и собственной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-7 готовность учитывать значение экономических факторов в деятельности медиапредприятий, эффективно использовать знания медиаэкономики в профессиональной деятельности
ПК-4 готовность выявлять и обосновывать актуальные проблемы для медиаисследований, самостоятельно их проводить, разрабатывать методологию, программы, методики, анализировать и презентовать результаты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.имеет представление об экономических регуляторах в сфере производства и распространения медиапродукции; основные положения медиаэкономики; суть экономических процессов и отношений в СМИ. теорию об основах современной медиаэкономики, авторском праве и праве на интеллектуальную собственность, основы стратегии менеджмента; существующие в мировой науке основные научные теории и концепции медиасистем; -понимать суть современных процессов и проблем функционирования медиасистем и СМИ, как важнейшей их части
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания к анализу эффективности деятельности медиапредприятия; эффективно использовать знания медиаэкономики в профессиональной деятельности; определить эффективность методов формирования нематериальных активов медиапредприятия; искать, систематизировать, анализировать и обобщать информацию, отражающую тенденции в мировой практике научных исследований в сфере массмедиа, подходы к рассмотрению наиболее актуальных современных проблем журналистики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками аналитического исследования практики деятельности медиапредприятия; методами SWOT-анализа деятельности редакции, исследования информационного рынка; современными концептуальными подходами и понятийным аппаратом науки и практики мировых исследований медиасистем; навыками использования полученных знаний в контексте своей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Журналистика и экономический фактор. Его роль в возникновении и развитии журналистики и СМИ.
1.1. Современные медиасистемы мира в условиях глобализации Лекции 1 2 ОК-3, ОПК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Особенности функционирования СМИ в период экономического кризиса. Концентрация и монополизация рынка СМИ. Миссия и цели организации. Формирование стратегии организации и механизм ее реализации. Лекции 1 2 ОК-3, ОПК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Средства массовой информации как субъект рынка Практические 1 2 ОК-3, ОПК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Анализ печатных и аудиовизуальных СМИ, информационных интернет-проектов Сам. работа 1 10 ОК-3, ОПК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Медиаэкономика как быстро растущий сектор национальных экономик. Лекции 1 2 ОК-3, ОПК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Экспертиза бизнес-плана. Место бизнес-плана в системе редакционного планирования. Лекции 1 6 ОК-3, ОПК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Бизнес-план, концепция продвижения, целевая аудитория, новостной контент Сам. работа 1 20 ОК-3, ОПК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Бизнес-модели СМИ Практические 1 2 ОК-3, ОПК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.9. Служба редакционного менеджмента, ее специфика. Лекции 1 2 ОК-3, ОПК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.10. Менеджмент как вид деятельности и система управления СМИ Практические 1 4 ОК-3, ОПК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.11. Сферы предпринимательской активности в практике современных средств массовой информации. Стратегия диверсификации. Типологические нововведения. Проблемы коммерциализации СМИ. Социальная ответственность журналистики в контексте прибыли и экономической эффективности. Лекции 1 4 ОК-3, ОПК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.12. Элементы регулярного менеджмента Практические 1 2 ОК-3, ОПК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.13. Редакционная политика, медиаплан продвижения Практические 1 8 ОК-3, ОПК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.14. Роль медиаменеджера в продвижении проектов на медиарынке Сам. работа 1 15 ОК-3, ОПК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.15. Экзамен 1 27 ОК-3, ОПК-7, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
1. СМИ как субъект и объект рыночной экономики.
2. Проблемы акционирования средств массовой информации.
3. Особенности хозяйственной деятельности СМИ в период экономического кризиса. Концентрация и монополизация рынка СМИ.
4. Законодательное регулирование хозяйственной деятельности в области СМИ.
5. Финансово-кредитная политика поддержки предпринимательства в области СМИ.
6. Сущность и природа собственности в СМИ. Субъекты и объекты собственности.
7. Виды и организационно-правовые формы собственности в СМИ.
8. Понятия и виды деловой политики СМИ, факторы ее построения.
9. Интеллектуальная собственность как объект инновационного предпринимательства в области СМИ.
10. Использование объектов нематериальных активов в экономическом обороте СМИ как предприятий.
11. Обеспечение безопасности коммерческой тайны в СМИ.
12. Методика разработки бизнес-плана, его функции и структура.
13. Функции менеджмента в деятельности СМИ.
14. Системы оплаты труда и стимулирования трудовой активности в практике российских СМИ.
15. Производительность труда в СМИ: ее измерение, исчисление, показатели.
16. Сферы предпринимательской активности в практике российских СМИ.
17. Проблемы коммерциализации средств массовой информации.
18. Социальная ответственность российской журналистики в контексте прибыли и экономической эффективности.
19. Доходная часть редакции, ее составные.
20. Расходная часть редакции, ее характеристики.
21. Направления ценовой политики редакции.
22. Прибыль редакции, возможности использования прибыли.
23. Бюджет телерадиокомпании и информационного агентства.
24. Цели и задачи редакционного менеджмента.
25. Система методов управления редакционным коллективом.
26. Характеристика структуры телерадиокомпании и информационного агентства.
27. Менеджмент и организация работы редакции.
28. Планирование работы редакции.
29. Рынок и свобода журналистской деятельности.
30. Характеристика требований к журналисту.
31. Имидж периодического издания.
32. Роль менеджмента в организации массовой работы.
33. Роль менеджмента в организации стратегии распространения издания.
34. Менеджмент СМИ и этика.

Структура билета
Экзаменационный билет № 3
1. Бюджет телерадиокомпании и информационного агентства
2. Выберите любое СМИ Алтайского края и проанализируйте его (редакционная политика, тираж, новостной контент, аудитория, конкурентоспособность, если возможно, доходы/расходы и т.д.)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Е. Л. Вартановой Основы медиабизнеса : учебное пособие Аспект Пресс, 2009
Л1.2 Вартанова, Елена Леонидовна Медиаэкономика зарубежных стран : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. А. Бриггза, П. Кобли Медиа: введение : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114784
Л2.2 Стариков, Александр Георгиевич Масс-медиа современной России : учебное поосбие Феникс, 2013
Л2.3 под ред. В. М. Горохова, Т. Э. Гринберг Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникационные стратегии : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека www.rsl.ru
Э2 Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система biblio-online.ru
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ polpred.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.